Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
20 января нынешнего 2022 года Воронежский авиазавод посетил премьер-министр Михаил Мишустин, который провел на предприятии совещание, посвященное развитию гражданского сектора самолетостроения и обновления авиапарка воздушных судов гражданского назначения в авиакомпаниях России
В составе правительственной делегации в Воронеж также прибыли руководители Минэкономразвития Максим Решетников, Минтранса Виталий Савельев, Минфина Антон Силуанов, руководство Минпромторговли, ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)» и др.
«По поручению президента мы утвердили в 2021 г. программу государственного заказа на воздушные суда отечественного производства до 2030 г. Этот документ предусматривает поставку 583 современных самолетов, в том числе для региональных перевозок. На их строительство в трехлетнем бюджете заложено свыше 45,5 миллиардов рублей», – сказал Михаил Мишустин на совещании.
Разработан очередной проект, в соответствии с которым через пять лет отечественная авиапромышленность, по утверждению разработчиков проекта, будет строить более 100 гражданских самолетов в год.
В правительстве очень любят планы с циклом в пять и более лет. Видимо, конечные числа выглядят более внушительно. Стоит напомнить, что в прошлом 2021 г. для авиакомпаний на отечественных авиазаводах по существу было построено всего 12 самолетов гражданского назначения, а суммарно отечественные авиакомпании получили 27 машин (15 авиалайнеров были поставлены со «склада»). Все 27 самолетов – это региональные авиалайнеры «Суперджет-100». За пять лет нарастить производство в 8-9 раз – это очень круто.
В частности, глава кабинета министров сказал, что в течение трех лет авиакомпании смогут получить из Фонда национального благосостояния (ФНБ) до 279 млрд. рублей на льготный лизинг. Эти ресурсы будут выделяться по льготной ставке – 1,5% годовых, на срок до 20 лет.
Итогом совещания в Воронеже стало появление трех распоряжений правительства от 21 января 2022 г.: № 44-р, № 45-р и № 46-р о выделении дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию ключевых проектов в авиационной промышленности.
Всего будет направлено около 1,8 млрд. руб., из которых 1,616 млрд. руб. получит ОАК. Из них 1 млрд. руб. направят на создание широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
Остальные 616 млн. рублей, предусмотренные для ОАК, выделяются на разработку модернизированного регионального авиалайнера Ил-114-300. Работа по его модернизации ведется в рамках госпрограммы «Развитие авиационной промышленности России».
Для обеспечения серийного производства Ил-114-300 будет продолжена разработка турбовинтового двигателя ТВ7-117СМ, который устанавливается на самолетах Ил-114-300 и Ил-112В. На эти цели будет направлено 175,8 млн. руб. Деньги получит Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК).
Правительство также пообещало поддержать Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) с помощью государственных заказов. Премьер-министр обнадежил Воронежский авиазавод хорошей перспективой: «Насчет обеспечения вашего завода заказами можете даже не сомневаться. У вас по самолету Ил 96-300 есть заказы на 10 машин. С 2024 г., по-моему, по две машины в год. По самолету Ил-114-300. Заказ есть – четыре машины».
Следует уточнить, что на Воронежском авиазаводе (ВАСО) изготавливается центроплан для самолета Ил-114-300. Утверждена программа по серийному производству машины Ил-114-300, которая предусматривает производство на ВАСО ряда важнейших элементов планера модернизированного регионального самолета: крыла и хвостового оперения с механизацией, мотогондол и др. В целом в рамках кооперации ПАО «ВАСО» будет изготавливать 42% агрегатов планера самолета Ил-114-300.
Премьер-министр добавил: «Конечно же, на девять лет я вижу, что вы полностью обеспечены государственным заказом. И по мере развития, по мере приобретения авиакомпаниями новой техники, эксплуатации ее, конечно же, ваше предприятие будет интегрировано во все эти процессы, и я абсолютно точно уверен, что за вашим предприятием будущее».
Юрий Пономарев
Фото сайта er-gosduma.ru