Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Согласно заявлению руководства холдинга «Вертолеты России», в 2021 г. на предприятиях холдинга планировалось построить 185 вертолетов
В обзоре приводятся данные только по самым значимым поставкам вертолетов предприятиями холдинга, о которых сообщалось в официальных отечественных и зарубежных СМИ.
ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ)
Холдинг «Вертолеты России», входящий в госкорпорацию (ГК) «Ростех», заключил в 2020 г. с Минобороны России контракт на поставку двух вертолетов Ми-38 с салоном повышенной комфортности. Финишная сборка вертолета средней грузоподъемности Ми-38 производится на КВЗ. Церемония подписания соглашения прошла на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020» в подмосковном парке «Патриот». Об этом сообщила пресс-служба холдинга. Согласно пресс-релизам, Минобороны РФ должно было получить третий Ми-38Т и первый в VIP-варианте до конца 2021 г.
Также пресс-служба холдинга сообщила, что в 2021-2022 гг. обеспечит первую экспортную поставку вертолетов Ми-38Т в соответствии с контрактом, заключенным «Рособоронэкспортом», Официально объявлено, что первая машина на экспорт построена.
В январе 2018 г. было сообщено о запуске серийного производства перспективного вертолета Ми-38 на Казанском вертолетном заводе. На сегодняшний день в Казани построено около дюжины машин марки Ми-38. Эксплуатация военной версии вертолета – машины Ми-38Т началась в декабре 2019 г., а эксплуатация гражданской версии вертолета – в феврале 2020 г.
Вертолет Ми-38 предназначен для перевозки 30 пассажиров или грузов массой 5-6 т в грузовой кабине. Максимальная масса груза, перевозимого на внешней подвеске, может составлять до 7 т. Крейсерская скорость полета – 280 км/ч. Практический потолок – около 6 км.
Эксперты считают, что рынок для Ми-38 будет объективно меньше, чем для менее грузоподъемного вертолета Ми-8/17/171, но рыночная ниша для новой «милевской» машины есть. Сейчас «Вертолеты России» ориентируются в отношении продаж Ми-38 на рынок стран Азии.
В 2021 г. КВЗ поставил Северной базе охраны лесов России (ФБУ «Авиалесоохрана) первые два вертолета Ми-8МТВ-1. На КВЗ состоялась торжественная церемония передачи двух винтокрылых машин заказчику.
Для ФБУ «Авиалесоохрана» приобретут шесть машин Ми-8МТВ-1 для тушения лесных пожаров. На эти цели правительство выделяет 5 млрд. руб. Вертолеты разместят в Красноярском крае, Иркутской области и Забайкалье. При развитии пожаров машины будут выдвигаться ближе к месту тушения на площадки подлета. Один вертолет может прикрыть зону в радиусе около 200 км.
В прошедшем году компании «Нацпромлизинг-Инвест» передано три вертолета Ми-8МТВ-1, построенные на КВЗ. Машины будут эксплуатироваться авиапредприятием «Газпром авиа».
Воздушные суда оборудованы внешней тросовой подвеской для перевозки крупногабаритного груза массой до 4 тонн. В салонах вертолетов установлено 20 пассажирских кресел.
Осенью прошедшего года через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) получили четыре машины Ми-8МТВ-1, которые построили на КВЗ, авиакомпании «Стрежневское авиапредприятин», «Конверс-Авиа» и др. С января по ноябрь 2021 г. ГТЛК передала лизингополучателям 10 вертолетов производства КВЗ Ми-8МТВ-1 и 3 машины марки «Ансат».
Осенью 2021 г. КВЗ передал шесть легких многоцелевых вертолетов «Ансат» лизинговой компании ООО «Авиакапитал-Сервис». Часть «Ансатов», произведенные на Казанском вертолетном заводе, были направлены в санитарную авиацию, а часть – предназначены для грузовых и пассажирских перевозок.
Сейчас ГТЛК и лизинговая компания «ПСБ-Лизинг» выполняют контракт в рамках договора по поставке для Национальной службы санитарной авиации (НССА), которая контролируется ГК «Ростех», 66 вертолетов: 29 машин марки Ми-8МТВ-1 и 37 вертолетов «Ансат». Контракт выполняет КВЗ, входящий в состав холдинга «Вертолеты России», который контролирует ГК «Ростех». До конца 2021 г. НССА должны были передать 25 винтокрылых машин. Срок поставки остальных вертолетов до 31 декабря 2022 г.
В 2020 г. Новикомбанк профинансировал создание 17 вертолетов марки «Ансат» в различной комплектации, включая машины с медицинским модулем, на общую сумму 1,8 млрд. руб. и 12,5 млн. дол.
По поводу поставок за рубеж вертолетов, выпускаемых КВЗ, можно сказать следующее. В апреле 2021 г. один легкий вертолет «Ансат» и вертолет средней грузоподъемности Ми-17-1В были поставлены в Туркмению. Машины используются в недавно созданном Международном ожоговом центре для медэвакуации тяжелобольных пациентов. На вертолете Ми-17-1В размещены дополнительные топливные баки для увеличения дальности полета. Кроме того, вертолет оснащен бортовой стрелой, посадочно-поисковой фарой и внешней подвеской на 4 тонн для перевозки крупногабаритного груза.
В марте 2021 г. КВЗ поставил Таиланду три многоцелевых вертолета Ми-17В-5, которые были закуплены в рамках государственной программы Таиланда по оказанию помощи населению во время стихийных бедствий. Торжественная церемония передачи вертолетов состоялась на авиабазе Утапао с участием посла России в Таиланде Евгения Томихина. Таким образом, авиапарк вертолетов этого типа в Таиланде увеличился до десяти единиц.
По данным Стокгольмском международного института исследований проблем мира (SIPRI), Россия поставила в Мали два Ми-17В5 (КВЗ) в военном варианте. В начале сентября 2021 г. в Руанду был отгружен вертолет Ми-17В-5 в транспортной модификации, построенный в соответствии с подписанным контрактом с этой африканской страной в 2019 г. На КВЗ продолжается строительство машин Ми-17В-5 в рамках подписанного с Руандой контракта.
АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ)
Авиазавод в Бурятии в настоящее время специализируется на производстве вертолетов Ми-8АМТ (Ми-171Е), Ми-171, Ми-171А2 и Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).
В 2021 г. на У-УАЗ построили опытный образец испытания новейшей модификации легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т. В начале ноября нынешнего года в Томилино начались летные испытания новой модели вертолета Ка-226Т.
Легкий многоцелевой двухдвигательный вертолет Ка-226Т с соосным расположением несущих винтов имеет максимальную взлетную массу 3,6 т. Машина предназначена для ведения воздушной разведки, целеуказания, патрулирования, транспортировки грузов (около 800 кг), перевозки и десантирования разведывательно-диверсионных групп численностью до 7 человек.
14 декабря 2021 г. на аэродроме Национального центра вертолетостроения (НЦВ) в Томилино совершил первый полет (на режиме висения) опытный образец перспективного многоцелевого вертолета средней грузоподъемности Ми-171А3, построенный в Улан-Удэ.Вертолет Ми-171А3 – это глубокая модификация запущенного несколько лет назад в серийное производство в Улан-Удэ вертолета Ми-171А2. Разработка вертолета Ми-171А3 началась в 2018 г. Винтокрылая машина Ми-171А3 предназначена для полетов на морские нефтяные и газодобывающие платформы при диапазоне температур окружающего воздуха от -50 С до +50 С.
В конце декабря 2921 г. Улан-Удэнский авиазавод передал заказчику заключительные четыре вертолетокомплекта Ми-8АМТ в рамках первого этапа локализации производства этого вертолета в Казахстане. Согласно контракту, заключенного в 2019 г., предусмотрена поставка 17 вертолетокомплектов машины Ми-8АМТ для крупноузловой сборки в Казахстане до 2023 г. Суммарно уже собрано шесть вертолетов на авиаремонтном заводе № 405, машины переданы эксплуатанту – МЧС Республики Казахстан.
Значительная часть выпущенных в прошедшем году на У-УАЗ вертолетов была изготовлена в рамках контрактов с зарубежными странами. В частности, для вооруженных сил Мали построено четыре военно-транспортных вертолета Ми-171. Как сообщила пресс-служба российской дипмиссии, вертолеты были переданы в торжественной обстановке военным Мали 26 ноября 2021 г.
В конце ноября 2021 г. Улан-Удэнский авиазавод поставил китайской компании Qingdao два первых вертолета Ми-171 в рамках контракта 2019 г. на шесть винтокрылых машин этой модели. Планируется, что машины будут использоваться для тушения пожаров.
ПАО «Роствертол»
На вертолетном заводе в Ростове-на-Дону в прошлом году продолжали серийно строить ударные вертолеты семейства Ми-28 и многоцелевые боевые вертолеты Ми-35М в рамках договоров с Минобороны России и контрактов с зарубежными странами, а также продолжал строить тяжелые транспортные вертолеты Ми-26.
Согласно официальным заявлениям, российские военные в 2021 г. получили три боевых вертолета Ми-28НМ. На этих усовершенствованных боевых вертолетах будет проводиться подготовка инструкторов и отработка методики боевого применения модернизированных «Ночных охотников». Серийный Ми-28НМ впервые был задействован в летной программе авиасалона МАКС-2021 в Жуковском.
В марте 2019 г. во время посещения АО «Роствертол» заместитель министра обороны России Алексей Криворучко сказал, что в рамках выполнения первого этапа контракта на Ми-28НМ может быть поставлено 6 или 18 машин. Он также сообщил, что Минобороны России решило купить у холдинга «Вертолеты России» еще 10 тяжелых транспортных вертолетов семейства Ми-26, серийно выпускаемых на «Роствертоле».
В январе 2021 г. ВВС Мали получили многоцелевой ударный вертолет Ми-35М российского производства. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), всего для ВВС Мали было заказано 4 вертолета Ми-35М. Торжественная церемония передачи вертолет состоялась 12 января прошлого года на территории 101-й авиационной базы ВВС Мали, примыкающей к международному аэропорту Бамако Сену.
Республика Беларусь получила в 2021 г. четыре вертолета Ми-35М. Об этом сообщил в СМИ министр обороны Республики Беларусь Виктор Хренин.
ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина» (ААК «Прогресс»)
Основным заказчиком у вертолетного завода «Прогресс» в городе Арсеньеве Приморского края является Минобороны России. Согласно афишированным руководством холдинга «Вертолеты России» планам, на авиазаводе в Арсеньеве в 2018-2020 гг. в среднем изготавливалось в рамках гособоронзаказа и для экспорта по 25 винтокрылых машин Ка-52 в год. По официальным сообщениям, с 2017 г. предприятие осуществляет поставки вертолетов Ка-52 в рамках заключенного в 2015 г. с Египтом контракта. Заместитель министра обороны Алексей Криворучко весной 2019 г. заявил, что до 2022 г. российские военные должны получить еще 30 машин Ка-52.
В феврале 2019 г. вице-премьер правительства Юрий Борисов при посещении авиазавода «Прогресс» в Арсеньеве, сообщил о планах по закупке более 100 боевых вертолетов Ка-52 в рамках госпрограммы вооружения, рассчитанной на 2018-2027 гг., однако он добавил, что будут закупаться только вертолеты новой модификации – машины Ка-52М. Позднее замминистра обороны А.Криворучко уточнил, что планируется закупка 114 вертолетов Ка-52М.
В настоящее время в Арсеньеве ведется изготовление первой партии серийных вертолетов средней грузоподъемности Ка-62 (шесть штук). Руководство авиазавода «Прогресс» заявило, что сдача заказчикам первых серийных вертолетов Ка-62 запланирована на 2021 г., однако этого не произошло. В начале декабря 2021 г. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало холдингу «Вертолеты России» сертификат типа на новый отечественный вертолет Ка-62.
АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП)»
В 2021 г. КумАПП продолжало выполнять контракт по ремонту и глубокой модернизации противолодочных вертолетов Ка-27 в версию Ка-27М для авиации ВМФ России.
В июле 2021 г. министр промышленности, энергетики и инноваций республики Башкортостан Александр Шельдяев заявил, что в 2021 г. на КумАПП будет построено шесть вертолетов марки Ка-32 и что три из которых будут поставлены в Китай. Также он сообщил, что в портфеле предприятия ремонт и модернизация более 30 вертолетов для Минобороны России, поставка техники для нужд ФСБ и МЧС, добавил министр. «Предприятие обеспечено заказами по выпуску и ремонту вертолетов до 2030 г.», – заявил министр А.Шельдяев.
Управляющий директор КумАПП Николай Фролов в свою очередь летом 2021 г. заявил, что у предприятия есть план на 2021 г., в котором прописано выполнение семи контрактов на поставку новых вертолетов. «Три вертолета Ка-32 завод должен построить для отечественных госструктур. Один вертолет Ка-32 мы поставим для нужд республики Башкортостан, еще три таких вертолета мы поставим в Китай. Помимо этого мы проведем ремонт и модернизацию семи вертолетов Ка-27 для Минобороны РФ и трех вертолетов Ка-31 для авиации ВМФ Индии».
Заметим, что рыночная стоимость вертолета Ка-32 в пожарно-спасательном варианте – около 1,2 млрд. руб. Вертолет предназначен для МЧС Башкортостана.
Индустриальный директор авиационного комплекса госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков в октябре 2012 г. на совещании Совета директоров вертолетного холдинга отметил хорошую динамику развития кумертауского предприятия. По его словам, сегодня КумАПП находится в стабильном финансовом состоянии и имеет внушительный объем заказов. В их числе – беспилотные летательные аппараты вертолетного типа, которые начнут производиться в Кумертау с 2022 г.
Итоги
Из 185 винтокрылых машин, произведенных в 2021 г., – около 100 вертолетов военного назначения, которые предназначены для поставок российским военным и на экспорт, и около 85 вертолетов – это машины гражданского назначения для внутреннего рынка и на экспорт. Более точные числа мы узнаем позднее – в мае-июне текущего года.
Для сравнения: согласно отчету холдинга, всего в 2020 г. на предприятиях холдинга «Вертолеты России» было произведено 128 вертолетов (для сравнения: в 2019 году – 153 машин), заказчикам поставлен в 2020 г. 141 новый вертолет. В частности, в 2020 г. на внутренний рынок поставлено 37 военных машин и 65 гражданского назначения. Кроме того, 39 военных вертолетов было поставлено на экспорт.
В годовом отчете Минпромторговли России за 2020 г. говорилось, что в России в 2021 г. планирует увеличить выпуск вертолетов гражданского назначения на 8% – до 91 штук. По военной вертолетной технике соотношение экспорта и гособоронзаказа примерно 60% на 40%.
В обзоре приводятся данные только по самым значимым поставкам вертолетов предприятиями холдинга, о которых сообщалось в официальных отечественных и зарубежных СМИ.
Экс-генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский на встрече с президентом России Владимиром Путиным в ноябре 2021 г. заявил, что «за предыдущие пять лет мы поставили на внутренний и внешний рынок 865 вертолетов с газотурбинными двигателями. Это второй результат в мире для гражданских и военных. При этом нам удалось существенно увеличить долю гражданской продукции в 2017 г. и сохранить достигнутые результаты в последующие годы». А.Богинский добавил, что с 2016 г. в целом мировой рынок вертолетной техники примерно снизился на 30-35% , и это снижение затронуло и Россию.
Получается в среднем, что ежегодно на предприятиях холдинга строилось и поставлялось по 173-175 вертолетов. Можно сделать вывод, что изготовление 180-185 вертолетов в год – это сейчас "потолок" по возможностям предприятиям холдинга, т.к. внутренний рынок ограничен, а основными покупателями российской вертолетной техники c ограниченным модельным рядом за рубежом являются развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Юрий Пономарев
Фото холдинга «Вертолеты России»