Итоги работы гражданского сектора авиапромышленности России в 2021 г

В прошедшем 2021 г серийное производство пассажирских и транспортных самолетов на российских авиазаводах суммарно составило 20 машин отечественной разработки. Основной тренд последних пяти лет – «топтание на месте»

Авиазавод в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ)

Вновь больше всех самолетов гражданского назначения построено на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) на предприятии АО «Региональные самолеты (РС)» (филиал корпорации «Иркут») – 12 машин марки «Суперджет-100» (SJ-100). Для сравнения: в 2020 г. было построено 11 самолетов SJ-100. АО «РС» – это бывшая компания «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)».

Сейчас средний темп производства самолетов на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре составляет один SJ-100 в месяц. Суммарно на 31 декабря 2021 г. построено вместе с опытными образцами 219 самолетов семейства «Суперджет-100».

Иркутский авиазавод (ИАЗ)

25 декабря 2021 г. на аэродроме Иркутского авиазавода (ИАЗ) совершил первый полет шестой летный образец перспективного ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21-300 (бортовой № 73361 и заводской № МС.0013), оснащенный двумя американскими двигателями PW1400G-JM, и с крылом из российских композиционных материалов (КМ).

На первых опытных образцах самолета МС-21-300/310 установлено крыло из зарубежных композитов. Разработкой и производством крыла из отечественных полимерных композиционных материалов для планера самолета МС-21 занимается компания «Аэрокомпозит» (Ульяновск), которая входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), так как осенью 2018 г. Министерство торговли США внесло российскую компанию "Аэрокомпозит" в санкционный список и запретило продавать американской компании Hexcel и японской Toray Industries композиционные материалы, предназначенные для России. На первых опытных образцах МС-21 установлено крыло из импортных композитов.

Согласно официальным сообщениям, перспективный авиалайнер МС-21-300, оснащенный американскими двигателями, который получил 27 декабря 2021 г. базовый сертификат, будет продолжать проходить сертификационные испытания для снятия ряда ограничений

Однако программа по выпуску серийных машин МС-21-300 в одночасье может «зависнуть», если американцы ужесточат санкции и запретят компании Пратт-Уитни продавать турбореактивные двигатели PW1400G-JM, а ряду американских компаний комплектующие для МС-21 в Россию.

Стоит напомнить, что даже у самолетов марки МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14 часть авионики поставляется американскими компаниями Honeywell, UTC Aerospace Systems, Collins Aerospace. Американская компания Goodrich при участии российской компании «Авиаприбор» поставляет систему управления полетом. Американская компания Hamilton Standard отвечает за поставки электрогенераторов и вспомогательного бортового электрооборудования.

В конце декабря 2021 г. правительством России было принято решение о выделении на  программу импортозамещения для самолета МС-21 более 61 млрд. рублей. Однако для ее реализации потребуются годы и дополнительные сертификационные испытания.

Пересмотрен график поставок первых серийных авиалайнеров МС-21 авиакомпаниям. Первая поставка перспективного с российского самолета МС-21-300 стартовому заказчику состоится не в апреле, а октябре 2022 г.

Параллельно проходит испытания версия MC-21-310 с российскими двигателями ПД-14. По графику этот самолет должен быть сертифицирован в России к концу 2022 г., а первые поставки заказчикам запланированы на 2024 г. Темп производства опытных образцов самолета МС-21-300/310 за последние пять лет – один авиалайнер за год.

Генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Артюхов, заявил, что в рамках этапа опытно-конструкторских работ в Перми было создано мелкосерийное производство ПД-14, способное обеспечить выпуск около 10 двигателей в год. Сейчас необходимо принимать решения по источникам финансирования для выхода производства на мощность не менее 50 двигателей ПД-14 в год и организации системы послепродажного обслуживания моторов.

Ульяновский авиастроительный комплекс «Авиастар-СП»

В 2021 г. на «Авиастаре» было запланировано построить пять серийных военно-транспортных самолетов (ВТС) Ил-76МД-90А. С большой натяжкой можно сказать, что построили три серийных машины Ил-76МД-90А. Две подняли в воздух (№ 206 и № 207), а третью (№ 208) собираются передать на Летно-испытательную станцию (ЛИС).

Серийная машина Ил-76МД-90А (№ 208) – это третий модернизированный ВТС Ил-76МД-90А, собранный с помощью новой поточной линии сборки ПЛС-76, которую запустили в эксплуатацию в октябре 2019 г. На официальном уровне заявлено, что конструктивно-технологическая отработка сборки изделий на ПЛС-76 будет проходить на трех серийных самолетах Ил-76МД-90А (машинах №№ 206, 207 и 208).

Министр обороны Сергей Шойгу поставил задачу выйти на выпуск до 10 серийных военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А в год на ульяновском авиазаводе «Авиастар». Об этом сообщила пресс-служба Минобороны РФ. Пока слова Шойгу воспринимаются как фантастика, придуманная в кабинетах военного ведомства.

Воронежский авиазавод (ВАСО)

На Воронежском предприятии в 2021 г. достроили и подняли в воздух два самолета Ил-96-300ПУ (в апреле и августе). Ожидалось, что завершение изготовления двух авиалайнеров Ил-96-300 (регистрационные №№ RA-96024 и RA-96025 – это 24-я и 25-я машины марки Ил-96-300), которые предназначены для президентского авиаотряда, произойдет вначале в 2019 г., а затем – в 2020 г., но этого не произошло. Выпуск этих двух авиалайнеров состоялся в 2021 г.

Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) будет загружено производством широкофюзеляжных самолетов на базе Ил-96 до 2030 г., об этом заявил летом 2021 г. вице-премьер Юрий Борисов при посещении Воронежского авиазавода.

Программа по серийному производству самолетов семейства Ил-96 традиционно обеспечивает основную загрузку авиазавода. Около 70% работников предприятия заняты именно на этом проекте. После провального 2020 г., в котором Воронежский авиазавод (ПАО «ВАСО», входит в дивизион транспортной авиации ОАК) получил 2,3 млрд. руб. выручки вместо традиционных 7-8 млрд. руб. и не сдал ни одного самолета, предприятие частично улучшило финансовые показатели в 2021 г.

Также в 2021 г. авиазавод планировал построить второй (вначале намеревались изготовить два самолета) летающий образец легкого военно-транспортного самолета (ЛВТС) Ил-112В, но этого не произошло. Ранее вице-премьер правительства России Юрий Борисов официально заявил, что из-за катастрофы первого опытного образца ЛВТС Ил-112В серийные поставки машин Ил-112В и Ил-114-300 начнутся позже запланированного 2023 г.

Напомним, что 17 августа 2021 г. в районе аэродрома Кубинка в Подмосковье разбился единственный летный образец нового транспортника Ил-112В. Катастрофа произошла при заходе на посадку во время тренировочного полета перед выставочным форумом «Армия-2021». Погибли все три члена экипажа.

В нынешнем году стало известно, что авиалайнер Ил-96-400М не пойдет в серийное производство на ВАСО. Будет ли достроен первый образец пассажирской машины Ил-96-400М пока на официальном уровне не сообщалось.

Казанский авиазавод им. С.П.Горбунова (КАЗ)

28 мая 2021 г. в Казани совершил первый полет очередной серийный самолет Ту-214ПУ (регистрационный № RF-64534), построенный на Казанском авиазаводе (филиал ПАО «Туполев»). По неофициальным сообщениям, данный борт был построен для Федеральной службы безопасности (ФСБ) России. Это 34-я построенная в Казани машина Ту-214. Общее количество самолетов семейства Ту-204/Ту-214, построенных в СССР и России с 1989 г, вместе с опытными образцами, составило почти 90 единиц.

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М.Бериева (ТАНТК)

В 2021 г. в Таганроге был построен один самолет Бе-200 (регистрационный № RF-88475 и заводской № 356) для Морской авиации ВМФ России.

В 2021 г. Таганрогский авиазавод заключил с МЧС России контракт на поставку двух самолетов-амфибий Бе-200ЧС. Об этом сообщило региональное правительство. Сумма контракта составила 5,7 млрд. руб. Ранее МЧС РФ получило от Таганрогского авиазавода шесть Бе-200.

Следует сказать, что за прошедшие почти двадцать лет, если вести отчет с начала постройки первых серийных машин Бе-200 вначале в Иркутске, а затем в Таганроге, авиастроителями построено около 20 самолетов (вместе с опытными образцами).

Луховицкий авиазавод

Завершение постройки второго самолета для региональных авиалиний Ил-114-300 перенесено с 2021 г. на 2022 г. Строительство машины Ил-114-300 (№ 0110) началось в 2019 г. В начале августа 2019 г. на Воронежском авиазаводе (ВАСО) был изготовлен центроплан для самолета Ил-114-300 (№ 0110). Центроплан доставили автотранспортом на авиазавод в Луховицы в сентябре 2019 г.

Финишную сборку модернизированных самолетов Ил-114-300  намечено осуществлять на Луховицком авиазаводе, который в ближайшей время войдет в состав компании «Сухой».

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА)

Традиционно в ежегодном обзоре приводим данные по выпуску на УЗГА в рамках лицензионной сборки самолетов для местный воздушный линий (МВЛ) L-410 чешской разработки.

Машина для местных авиалиний L-410 разработана специалистами Чехии в 60-е годы прошлого столетия. В августе 2013 г. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) стала 100% владельцем акций чешской компании «Эйркрафт Индастриз (Aircraft Industries)», которая серийно строит L-410. Программа по поставкам отечественным авиакомпаниям самолетов МВЛ L-410 крупноузловой лицензионной сборки на Урале осуществляется через механизм финансового лизинга ГТЛК с 2016 г. Сейчас выпускается русифицированная версия, в которой импортозамещен ряд бортовых систем.

Продвижением самолета МВЛ на рынок и финансированием заказа занимается крупнейшая лизинговая компания России – Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), на 100% принадлежащая Минтрансу России. УЗГА запланировал поставки заказчикам не менее 4 самолетов L-410 в 2021 г. Заказчиками являются авиакомпании, работающие на севере России. На середину декабря 2021 г. было поставлено только две машины МВЛ. Для сравнения: в 2020 г. заказчики получили пять воздушных судов марки L-410 против семи годом ранее.

Итоги

Необходимо отметить, что в обзоре учитываются только самолеты гражданского и двойного назначения, а также машины транспортной авиации. Самолеты L-410 лицензионной постройки не засчитывались.

В прошедшем 2021 г. серийное производство пассажирских и транспортных самолетов на российских авиазаводах суммарно составило 20 машин отечественной разработки. Напомню, что в 2018 г. было построено 35 гражданского, транспортного и специального назначения, в 2019 г. – 23 самолетов, а в 2020 г. – 19 машин.

Про работу гражданского сектора отечественного авиапрома в 2022 г. можно с большой долей уверенности предположить, что это будет повторением 2021 г. Ни на какие прорывы российская авиапромышленность в принципе не способна в ближайшей перспективе. Не стоит себя тешить иллюзиями. Машину МС-21 ждет трудная судьба в обозримом будущем.

В июне 2021 г. руководство ОАК, входящей в состав госкорпорации «Ростех», в ходе визита премьер-министра Михаила Мишустина на завод «Авиастар-СП» в Ульяновске рассказало про проблему нехватки кадров. М.Мишустин дал распоряжение разработать программу подготовки специалистов для предприятий авиапрома в Ульяновской области. Однако в этот список можно включить и Воронежскую и Ростовскую области.

Уже давно не секрет, что на всех серийных авиазаводах в европейской части нашей страны одна большая проблема – кадры. Люди, работающие на сборке самолетов, порой увольняются не по одному-двум-трем, а целыми бригадами из-за низких зарплат. Некоторые уволившиеся с предприятий работники откровенно делятся своим мнением о работе на авиазаводе в соцсетях.

Юрий Пономарев

Фото ОАК