Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
14 декабря 2021 г. на аэродроме НЦВ в Томилино (Московская область) совершил первый полет (на режиме висения) перспективный многоцелевой вертолет средней грузоподъемности Ми-171А3
Согласно официальному сообщению, в ходе полета экипаж в составе старшего летчика-испытателя Героя России Александра Климова и летчика-испытателя Владимира Кутанина выполнил серию коротких вертикальных маневров, а также развороты и перемещение вертолета во все стороны на различных скоростях. Первый полет в режиме висения длился 15 минут и прошел штатно. Все системы машины продемонстрировали стабильную работу. Летные испытания нового вертолета прошли в Национальном центре вертолетостроения (НЦВ) им. М.Миль и Н.Камова, расположенного в Томилино.
Первый экземпляр оффшорного вертолета Ми-171А3 построен в тесной кооперации нескольких серийных заводов холдинга «Вертолеты России» и коллектива НЦВ. На Казанском вертолетном заводе изготовили грузовой пол вертолета. Предприятие ААК «Прогресс» в городе Арсеньев (Приморский край) занималось производством деталей из композитных материалов: носовой части и бортовых панелей средней части фюзеляжа вертолета. После постройки первого опытного образца вертолета Ми-171А3 в Улан-Удэ новую машину доставили подмосковное Томилино, где в Национальном центре вертолетостроения винтокрылая машина прошла дооснащение бортовым радиоэлектронным оборудованием (авионикой).
Вертолет Ми-171А3 – это глубокая модификация запущенного несколько лет назад в серийное производство вертолета Ми-171А2. Разработка вертолета Ми-171А3 началась в 2018 г. Винтокрылая машина Ми-171А3 предназначена для полетов на морские нефтяные и газодобывающие платформы при диапазоне температур окружающего воздуха от -50 С до +50 С.
Новая модификация вертолета разрабатывается с учетом жестких требований Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP). Как заявили разработчики, при проектировании был учтен опыт, полученный при производстве вертолетов для стран Карибского бассейна и Латинской Америки. Бортовое оборудование машины будет осуществлять навигацию в высоких широтах и связь с морскими судами. Вертолет оснащается системой аварийного приводнения и спасательными плотами, для Ми-171А3 разработан новый авариестойкий фюзеляж.
По мнению экспертов, вертолет Ми-171А3 по конструкции представляет собой гибрид части фюзеляжа и шасси вертолета Ми-38 с несущей системой недавно запущенного в серийное производство вертолета Ми-171А2. Финишная сборка серийных машин будет осуществляться на УУАЗ, а фюзеляж Ми-171А3 планируется изготавливать в рамках кооперации на Казанском вертолетном заводе, где ведется серийное производство вертолета Ми-38.
Помимо нового цифрового бортового комплекса авионики на машине Ми-171А установят дополнительный набор специального бортового оборудования, которое позволит задействовать вертолет в поисково-спасательных операциях. Бортовой комплекс авионики вертолета Ми-171А3 обеспечит автоматическое и ручное управление машины на всех этапах полета, от взлета до посадки, с возможностью автоматического пилотирования, как по авиатрассам, так и в нерегулируемом воздушном пространстве. Максимальный взлетный вес машины составляет 13 т, количество перевозимых пассажиров – до 24 человек, максимальная дальность полета – 1 тыс. км.
Госкорпорация «Ростех» впервые продемонстрировала Ми-171А3 на авиасалоне МАКС-2021. Серийное производство машины Ми-171А3 должно начаться в Улан-Удэ в 2022 г. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что общий объем господдержки проекта составляет 1 млрд. руб.
Юрий Пономарев
Фото автора