Беспилотники с маркой «Сделано в России» на авиасалоне «Дубай Эйршоу-2021»

 

В аэропорту Аль-Мактум в Дубае – крупнейшем городе Объединенных Арабских Эмиратов с 14 по 18 ноября проходил 17-й Международный авиационно-комический салон «Дубай Эйршоу-2021»

На международных авиасалонах последних лет четко проявляется тренд в увеличении размеров экспозиций, на которых демонстрируются беспилотные летательные аппараты (БЛА).

Российская экспозиция БЛА

В виде натурного макета на авиасалоне в Дубае был продемонстрирован разведывательно-ударный БЛА «Орион-Э», натурный образец БЛА «Орлан-10Е», а также модели разведывательно-ударного БЛА большой продолжительности полета «Иноходец-РУ», БЛА радиолокационного дозора «Гелиос-РЛД», макеты БЛА вертолетного типа VRT 300 и скоростного ударного БЛА «Гром» с реактивным двигателем.

Генеральный директор АО «Рособорнэкспорт» (входит в состав госкорпорации «Ростех») Александр Михеев во время выставки заявил, что в нынешнем году заказчикам поставлено свыше 50 беспилотников марки «Орлан-10Е». Также он сообщил, что в 2021 г. на внешний рынок выведен разведывательно-ударный БЛА «Орион-Э», и в настоящее время по «Ориону» ведется более 10 контрактных переговоров с разными странами.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), входящая в состав госкорпорации (ГК) «Ростех», впервые показала в Дубае беспилотную модификацию легкого тактического самолета пятого поколения Су-75 «Шах и мат» (Checkmate), разработанную специалистами компании «Сухой».

Одновременно с российскими БЛА в Дубае была представлена отечественная система управления «роем» беспилотников. Система компании «Кронштадт» позволяет одновременно управлять 20 беспилотными летательными аппаратами.

БЛА «Орион-Э»

Впервые на Ближнем Востоке на выставке «Дубай Эйршоу-2021» компания «Кронштадт» продемонстрировала полноразмерный макет БЛА большой продолжительности полета «Орион-Э». Генеральный директор АО «Кронштадт» Сергей Богатиков сообщил представителям СМИ, что экспортные поставки «Ориона» могут начаться в 2022 г.

Комплекс воздушной разведки «Орион-Э» оснащен тяжелым (массой более одной тонны) беспилотным летательным аппаратом большой продолжительности полета (около 24 часов). БЛА «Орион-Э» имеет размах крыла 16 метра и длину фюзеляжа 8 метров. Необходимо сказать, что впервые закрытая презентации "Ориона" (только для специалистов и СМИ) состоялась на МАКС-2017, а на МАКС-2019 «Орион» был показан на открытой стоянке. Новый беспилотник может подниматься на высоту до 7,5 км и развивать крейсерскую скорость до 120 км/ч во время горизонтального полета. Масса полезной нагрузки – 200 кг.

БЛА «Орион» оборудован тремя точками подвески авиационного вооружения: две под консолями крыла и одна под фюзеляжем. Максимальная масса боевой нагрузки – 200 кг. «Орион» может нести корректируемые авиабомбы и управляемые ракеты.

БЛА VRT 300

Представители Экономического совета фонда Tawazun (организация из Объединенных Арабских Эмиратов по закупкам для нужд силовых структур) подписали с холдингом «Вертолеты России» на выставке «Дубай Эйршоу-2021» меморандум о намерении закупить 100 БЛА вертолетного типа VRT 300.

Проект по разработке БЛА типа VRT 300 ведет созданное под «крышей» холдинга «Вертолеты России (ВР)» КБ «ВР-Технологии», в котором работают специалисты из объединенного ОКБ им. Н.И.Камова и им. М.Л.Миля, а также приглашенные из других авиационных фирм инженеры и конструкторы.

VRT 300 – это однодвигательный вертолет соосной схемы. Машина обладает довольно большой продолжительностью полета – до пяти часов. Максимальная взлетная масса БЛА составляет 300 кг, а масса целевой нагрузки – 70 кг. Летательный аппарат оснащен авиационным дизельным двигателем, запас топлива на борту составляет до 120 кг. В полете VRT 300 достигает максимальной скорости в 180 км/ч, радиус действия аппарата – 150 км. Максимальная дальность радиосвязи при прямой видимости (на высоте применения БЛА) составляет 100 км.

Впервые БЛА VRT 300 был продемонстрирован на МАКС-2017. Тогда были представлены сразу два натурных макета БЛА VRT 300. Один образец был предназначен для мониторинга земной поверхности, картографии и др., а второй образец предназначалась для ледовой разведки с возможностью применения с палубы корабля и морских нефтедобывающих и бурильных платформ. По утверждению разработчиков БЛА, VRT 300 (ВРТ 300) можно использовать для доставки малогабаритных грузов массой до 100 кг в труднодоступных районах страны. Для России это весьма актуально. Летные испытания VRT 300 начались в третьем квартале 2019 г.

Справка сайта

В конце ноября нынешнего года на территории входящего в компанию «Кронштадт» Дубненского машиностроительного завода им. Н.П.Федорова (ДМЗ) был введен в эксплуатацию новый производственный участок для изготовления конструкций из полимерно-композиционных материалов.

В открывшемся цеху в две смены началось изготовление первых деталей оперения беспилотных летательных аппаратов. Производство осуществляется с использованием современного автоматизированного оборудования.

ДМЗ будет работать в кооперации с первым серийным заводом по производству крупноразмерных беспилотников, созданных в компании «Кронштадт». Строительство нового авиазавода в подмосковной Дубне вышло в заключительную стадию.

Юрий Пономарев

Фото автора

На снимке: БЛА VRT 300