Отечественные вертолеты на авиасалоне «Дубай Эйршоу-2021»

В аэропорту Аль-Мактум в Дубае – крупнейшем городе Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) с 14 по 18 ноября проходил 17-й Международный авиационно-комический салон «Дубай Эйршоу-2021»

Руководитель госкорпорации (ГК) «Ростех» Сергей Чемезов по завершении работы выставки «Дубай Эйршоу-2021» (Dubai Airshow 2021) заявил, что в ходе авиасалона АО «Рособоронэкспорт» заключило контракты на поставку авиационной техники на сумму свыше $1,3 млрд. Это боевые самолеты, вертолетная техника, беспилотные летательные аппараты, двигатели.

Российские новинки на авиасалоне

Холдинг «Вертолеты России» впервые продемонстрировал на авиасалоне «Дубай Эйршоу-2021» натурные образцы вертолетов Ка-226Т «Альпинист», Ми-171А2 в VIP-комплектации, «Ансат» c брендом «Аурус», экспортные варианты боевых винтокрылых машин Ми-28НЭ и Ка-52Э. В рамках летной программы выставки ударный вертолет Ми-28НЭ совершил демонстрационные полеты.

Легкий многоцелевой вертолет VRT 500

На авиасалоне в экспозиции компании Aeroter (это СП «Вертолетов России» и эмиратского фонда Tawazun) был представлен полунатурный испытательный стенд, предназначенный для наземных испытаний перспективной винтокрылой машины. Построен стенд в Италии.

Сингапурская компания Aeroter – это юридическое лицо, созданное для управления программой по разработке машины VRT 500, после того, как 50% акций в проекте в 2021 г. приобрел инвестиционный фонд Tawazun (ОАЭ).

Проект легкого многоцелевого вертолета VRT 500 ведет созданное в 2014 г. под «крышей» холдинга «Вертолеты России» КБ «Вертолеты России (ВР) - Технологии», в котором работают приглашенные специалисты из объединенного ОКБ им. Н.И.Камова и им. М.Л.Миля, а также инженеры и конструкторы из других авиационных фирм.

VRT 500 – это легкий однодвигательный вертолет соосной схемы. По утверждению разработчиков, новая отечественная винтокрылая машина будет обладать самой объемной в своем классе грузопассажирской кабиной. Кабина вертолета рассчитана на перевозку 5 пассажиров или 730 кг груза. VRT 500 будет способен подниматься на высоту 6,1 км и преодолевать расстояние от 630 км до 900 км в зависимости от количества топливных баков. Максимальная взлетная масса VRT 500 составит 1,9 т, крейсерская скорость – 240 км/ч. В конструкции вертолета планируется широко использовать композиционные материалы.

VRT 500 будет оснащен одним канадским газотурбинным двигателем (ГТД) PW207V, способным развивать мощность до 700 л.с. Двигатель PW207V для установки на машине VRT 500 адаптируют под применение его на однодвигательном вертолете с внесением соответствующих изменений в сертификат типа.

Систему кондиционирования воздуха для вертолета VRT 500 разрабатывает международный концерн Liebherr-Aerospace (точнее французское подразделение концерна – Liebherr-Aerospace ToulouseSAS), трансмиссию – итальянская компания Avio Aero. Поставщиком комплекса авионики под названием FlytX является французская компания Thales.

Согласно официальной информации, в мае 2020 г. дочерняя фирма компании «Вертолеты России» – «ВР-Технологии» стала 100% собственником итальянской компании Vertex Aero. Она приобрела Vertex Aero у компании Mecaer Aviation Group (MAG), известной разработкой VIP-интерьеров для автомобилей и вертолетов. У фирмы Vertex Aerо есть разрешение EASA на конструкторскую деятельность в области вертолетостроения. Однако не известно ни об одном серийно выпускающемся вертолете, который бы разработали специалисты фирмы Vertex Aerо. Судя по информации из Интернета, фирма Vertex Aerо в основном оказывает консалтинговые услуги в области авиации. Также стоит сказать, что компания Mecaer Aviation Group занимается разработкой системы управления и гидравлической системы для VRT 500. Одним из разработчиков дизайна для серийных VRT 500 (интерьера и экстерьера) является итальянская фирма Italdesign.

В прошлом году заявляли, что первый полет нового однодвигательного вертолета VRT 500 уже запланирован на 2022 г., однако во время «Дубай Эйршоу-2021» срок начала летных испытаний перенесли на 2023 г., а начало производства – на 2024-25 гг. Чисто управленческая компания Aeroter (Сингапур) рассчитывает сертифицировать машину VRT 500 в 2024 г.

Представители компании Aeroter рассказали, что сборка и испытания вертолета VRT 500 будут проходить в Италии на мощностях бывшей вертолетостроительной компании Breda Nardini. Фирма «ВР-Технологии» приобрела мощности бывшей вертолетостроительной компании Breda Nardini через покупку итальянской компании Vertex Aero.

Необходимо сказать, что в нынешнем году произошел процесс приобретения эмиратским фондом Tawazun 50% акций российского КБ «ВР-Технологии» за $400 млн.

Представители Экономического совета фонда Tawazun (организация из Объединенных Арабских Эмиратов по закупкам для нужд силовых структур) подписали 14 ноября на выставке «Дубай Эйршоу-2021» меморандум о намерении закупить 100 легких вертолетов VRT 500. Стоимость сделки оценивается в сумму около 913 млн. дирхамов (18 млрд. руб.).

Контракты и поставки

В нынешнем году холдинг «Вертолеты России», входящий в состав госкорпорации «Ростех» и эмиратская компания AJ Holding LLC, учредили в свободной экономической зоне Ajman Free Zone совместное предприятие Alpha Aviation LLC, которое будет заниматься продвижением и продажей российской вертолетной техники гражданского назначения за рубежом

Совместное предприятие (СП) начало свою работу несколько месяцев назад. Во время авиасалона «Дубай Эйршоу-2021», Alpha Aviation LLC подписала контракт на поставку двух вертолетов Ми-171А2 в Перу и соглашение о поставке четырех вертолетов марки «Ансат» и одного вертолета Ми-17-1В для полиции эмирата Рас-эль-Хайма.

В частности, вертолет Ми-171A2 в VIP-комплектации, который демонстрировался на выставке как экспонат, был приобретен в ходе работы авиасалона представителем королевской семьи одной из монархий Ближнего Востока.

По сообщению пресс-службы вертолетного холдинга, ключевым рынком для СП Alpha Aviation LLC являются страны Ближнего Востока. СП также займется созданием системы сервисного обслуживания российских вертолетов в ближневосточном регионе. До 2026 г. СП планирует продать свыше 20 гражданских вертолетов различных марок: легких многоцелевых машин «Ансат», вертолетов средней грузоподъемности Ми-171А2, Ка-32 и Ми-38.

Юрий Пономарев

Фото холдинга «Вертолеты России»

 

На снимке: макет вертолет VRT 500