Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Подписание договора между России и КНР произошло 25 июня нынешнего 2021 года, а афишировал это событие руководитель холдинга «Вертолеты России» только в середине ноября
Компетенциями по строительству тяжелых транспортных вертолетов на сегодняшний день обладают лишь две страны в мире – Россия и США. Рамочное соглашение между холдингом «Вертолеты России» и китайской авиастроительной корпорацией AVIC о сотрудничестве по созданию тяжелого вертолета AHL (Advanced Heavy Lift) было заключено в мае 2015 г., а до этого с 2008 г. шли переговоры, затем с 2016 г. готовили подписание основного документа.
Еще десять лет назад руководители холдинга «Вертолеты России» говорили о том, что Россия будет участвовать вместе с КНР в разработке перспективной винтокрылой машины AHL потому, что стране нужен вертолет промежуточного класса между Ми-26 (грузоподъемность 20 т) и Ми-38 (грузоподъемность 5 т), т.е. машина, которая поднимала бы грузы массой 10-12 т. Стоит напомнить, что советский вертолет Ми-10 имел (нормальную) грузоподъемностъ 12 т. Винтокрылая машина Ми-10 серийно не производится с конца 60-х годов прошлого столетия.
Вначале руководители холдинга «Вертолеты России» говорили, что разработка вертолета AHL будет вестись на паритетных началах. Затем в 2019 г. стало известно, что головным разработчиком и производителем вертолета будет Китай, а Россию привлекут как субподрядчика для разработки отдельных элементов конструкции, в частности, трансмиссии, рулевого винта, противообледенительной системы и др.
Согласно представленной китайской стороной информации, максимальная взлетная масса вертолета AHL составит 38,2 тонны, максимальная скорость полета – 300 км/ч, практический потолок – 5700 метров, дальность полета – 630 км. Вертолет будет способен перевозить внутри фюзеляжа груз массой 10 т, а на внешней подвеске – до 15 т. Вертолет оснастят двумя усовершенствованными двигателями Д-136 украинской компании «Мотор-Сич». Этот двигатель сейчас устанавливается на отечественном тяжелом вертолете Ми-26. По данным китайской стороны получение сертификата на машину AHL ожидается лишь к 2032 г. Разработчики AHL признают, что новый тяжелый вертолет предназначен в первую очередь для внутреннего китайского рынка.
Инвестиции в проект вертолета AHL со стороны холдинга «Вертолеты России» будут в виде предоставления технологий и проектирования отдельных систем вертолета. Китайская сторона будет осуществлять организацию программы по созданию тяжелого вертолета в целом, включая проектирование всего летательного аппарата, постройку опытных образцов, проведение наземных и летных испытаний, сертификацию, подготовку и осуществление серийного производства, а также продвижение вертолета на рынок и общую координацию работ. Эксперты полагают, что стоимость проекта «потянет» приблизительно на $.2 млрд.
Видимо, по мере развития национальной авиапромышленности китайцы уже остро не нуждаются в полноправном партнере по разработке сложного изделия в области вертолетостроения и продвижения его на мировом рынке.
Юрий Пономарев
Фото сайта twitter.com