Перспективный отечественный поршневой двигатель АПД-500 готовят к летным испытаниям

Специалисты ЦИАМ провели этап наземной отработки демонстратора перспективного авиационного поршневого двигателя АПД-500

Испытания проводились на аэродроме, предназначенном для малой авиации. Вначале были проведены запуски двигателя АПД-500, затем проводилась отработки режимов работы мотора, замер статической тяги на самолете на привязи; затем самолет-летающая лаборатория (ЛЛ) Як-18Т выполнил серию пробежек и подлетов. По утверждению разработчика двигателя (ЦИАМ им. П.И.Баранова), в ходе испытаний мотор АПД-500 показал устойчивую работу и способность обеспечить необходимые летные характеристики.

Авиационный двигатель-демонстратор АПД-500 мощностью 500 л.с. разработан в Центральном институте авиамоторостроения (ЦИАМ) на базе автомобильного поршневого мотора «Аурус». Линейку перспективных отечественных поршневых двигателей Единой модульной платформы разработали специалисты Нау́чно-иссле́довательского автомоби́льного и автомото́рного институ́та (НАМИ). Двигатель «Аурус» (объем 4,4 литра) разработки НАМИ имеет мощность 598 л.с. Название «Aurus» образовано от латинского слова aurum – «золото» и английского слова Russia – «Россия». Для соответствия адаптированного двигателя требованиям Авиационных правил АП-33 в ЦИАМ был разработан ряд узлов и систем, обеспечивающих безопасную работу авиационного варианта «Ауруса» в полете.

Мотор АПД-500 создается в рамках НИР «Адаптация», заказчиком которой выступает Минпромторговли России. Задачей НИР является подтверждение возможностей и оценка преимуществ создания отечественного авиационного двигателя, оптимального по срокам разработки и стоимости, на базе серийного автомобильного мотора. Мотор АПД-500, установленный на ЛЛ Як-18Т, демонстрировался на МАКС-2021.

По сообщению пресс-службы ЦИАМ, основной задачей следующего этапа станет разработка технического задания на проведение опытно-конструкторских работ по семейству поршневых двигателей, которые после запуска в серию смогут устанавливаться на летательных аппаратах малой авиации, спортивных и учебно-тренировочных самолетах.

Параллельно ЦИАМ работает над созданием на базе АПД-500 двигателя-демонстратора АПД-А для легких спортивных самолетов акробатической категории. Работы ведутся в рамках НИР «Циркач». В настоящее время АПД-А готовится к испытаниям на стенде. Испытания АПД-А на летающей лаборатории, созданной на базе спортивно-пилотажного самолета Як-52, запланированы на 2022 г.

Юрий Пономарев

 

Фото сайта zen.yandex.ru