Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Серийное производство усовершенствованной модели «Ансата» планируется начать в 2022 г. на Казанском вертолетном заводе (КВЗ)
30 декабря 2020 г. в Казани совершил первый полет усовершенствованный легкий многоцелевой вертолет «Ансат-М». В начале нынешнего года было объявлено, что первые серийные вертолеты «Ансат-М» заказчик получит в четвертом квартале 2021 г.
Стартовым заказчиком модернизированных вертолетов «Ансат-М» является авиакомпания «Полярные авиалинии». Авиакомпания с Крайнего Севера намерена получить семь вертолетов «Ансат-М». Согласно условиям контракта, все машины должны быть оснащены медицинскими модулями. Также в соответствии с рекомендациями заказчика, был разработан технический облик вертолета, подразумевающий безангарное хранение винтокрылой машины, увеличенную дальность полета, наличие противообледенительной системы и возможность выполнения полетов по приборам.
На модернизированном вертолете установлена новая топливная система с более емкими топливными баками, которая позволила увеличить дальность полета с 505 до 640 км, а с дополнительными топливными баками – до 800 км.
За счет увеличения доли композитных материалов на 15% в планере машины, которая теперь достигает 35%, удалось снизить взлетную массу вертолета и повысить его летные характеристики. За счет модернизации хвостового оперения улучшена путевая устойчивость «Ансата-М». На модернизированной машине установлено новое бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), которое позволяет совершать полеты в сложных метеорологических условиях.
В настоящее время для вертолета разрабатываются новые лопасти рулевого и несущего винтов с улучшенной аэродинамикой. Применение новых лопастей позволить повысить максимальную высоту взлета и посадки машины, крейсерскую скорость, динамический потолок, снизить уровень шума в салоне и др. Вертолет «Ансат-М» планируется оборудовать новой противообледенительной системой и трехканальным автопилотом.
Модернизация машины «Ансат» велась в рамках контракта Казанского вертолетного завода и Минпромторговли России в течение 2019-2020 гг. На разработку усовершенствованной версии серийно выпускаемого вертолета из средств федерального бюджета было выделено 230 млн. руб.
На мировом рынке наблюдается большая конкуренция в нише многоцелевых легких вертолетов с двумя двигателями, а серийные «Ансаты», которых выпущено более 100 штук, пока не дотягивают по ряду своих характеристик до американских аналогов, так что работы по модернизации вертолета «Ансат», позволяют довести его характеристики до уровня мировых образцов.
Необходимо сказать, что сейчас Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и лизинговая компания «ПСБ-Лизинг» выполняют контракт в рамках договора по поставке для Национальной службы санитарной авиации (НССА), которая контролируется ГК «Ростех», 37 вертолетов «Ансат» в санитарном варианте. Контракт выполняет КВЗ, входящий в состав холдинга «Вертолеты России», который контролирует ГК «Ростех». Срок поставки НССА всех вертолетов марки «Ансат» до 31 декабря 2022 г.
Юрий Пономарев
Фото холдинга «Вертолеты России»