Появление информации о неблагополучии в космической отрасли России решили пресечь

Кремль предпринимает меры запретительного характера, чтобы скрыть истинные масштабы нарастающего технологического отставания России от передовых в научном и экономическом отношении стран мира

Согласно приказу ФСБ России № 379 от 28 сентября 2021 г., нельзя готовить и публиковать аналитические материалы о положении дел в отечественной ракетно-космической промышленности, иначе станешь иноагентом. Полный перечень, опубликованного ФСБ документа, состоит из 60 пунктов, изложенных на девяти страницах. За мою тридцатилетнюю журналистскую деятельность впервые ФСБ выпускает обстоятельный нормативный документ, регламентирующий деятельность отечественных СМИ.

Данные по отечественной ракетно-космической промышленности (РКП), не считающиеся гостайной или секретной информацией, по мнению ФСБ, потенциально могут быть использованы против государственной безопасности иностранными государствами и организациями.

Однако, если сведения не являются гостайной, значит речь идет об информации, которая опубликована в различных СМИ и которой наполнен Интернет. Ограничения, касающиеся деятельности Минобороны России, еще с помощью неимоверных логических усилий еще можно объяснить. Но ограничения, касающиеся публикаций о деятельности «Роскосмоса», за гранью здравого смысла.

Большая часть пунктов в документе ФСБ относится именно к деятельности «Роскосмоса». В частности, пункт № 37 гласит: «Сведения о проблемах, в том числе финансово-экономических, сдерживающих развитие Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в одной или нескольких областях деятельности, за исключением сведений, относящихся к созданию космической техники научного и социально-экономического характера».

Перечень ФСБ касается всех, кто занимается журналистикой в области космонавтики. Если внимательно читать нормативный документ, то можно сделать вывод, что любая информация, которая появляется в СМИ, в открытых отчетах и докладах, под этот перечень подпадает. Любой космический аппарат может быть двойного назначения, даже научный. Оставшимся независимым СМИ России остается только публиковать воспоминания ветеранов отрасли о былых триумфах отечественной космонавтики.

Видимо, с октября 2021 г. аналитические обзоры будут делать за российских журналистов их зарубежные коллеги. В России их сумеют прочесть. Уверен. Создание нового ракетоносителя и его испытания – не «бункерная» разработка какого-нибудь прибора для космоса. Создание космического летательного аппарата трудно утаить. Закрытость российского РКП от СМИ и «охота на ученых» в поисках «госизмен» неминуемо приведет к сворачиванию контактов с ведущими по космосу и в науке зарубежными странами.

На протяжении длительного времени ведущие отечественные журналисты и эксперты пишут, я бы даже сказал «кричат», о неблагополучии в РКП России. Куда там до освоения дальнего космоса, удержаться бы на околоземной орбите. Принятие нового нормативного документа позволяет сделать предположение о нарастании еще большего неблагополучия в этой отрасли. Уверен, что нормативный документ ФСБ в ближайшей перспективе скажется на притоке (в сторону уменьшения) молодежи и новых участников в российскую космонавтику. Никакие пропагандистские фильмы о «грандиозных успехах» с участием красивых и талантливых актрис не помогут поправить пошатнувшийся престиж космической отрасли и самого государства.

Если нет и не будет конкуренции в политике, нет и не будет конкуренции в экономике, то потеряем Великую Россию и станем третьесортной державой, большую часть которой подчинит себе Китай.

Юрий Пономарев