Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На МАКС-2021 был продемонстрирован перспективный отечественный турбовальный двигатель (ТВД) для вертолетов ВК-1600В разработки компании «ОДК-Климов»»
Турбовальный двигатель (ТВД) ВК-1600В в классе мощности 1300–1800 л.с. в первую очередь предназначен для нового российского вертолета средней грузоподъемности Ка-62, который сейчас проходит сертификационные испытания с французским двигателем Ардиден (Ardiden) 3G. На машине Ка-62 установлены два французских двигателя каждый мощностью 1776 л.с. (на взлетном режиме). Совместно с двигателем будет работать современный блок автоматического регулирования и контроля БАРК-15В, который также разработан в АО «ОДК-Климов».
Двигатель ВК-1600 спроектирован по размерам мотогондолы вертолета Ка-62. Все узлы подвески, стыковка с редуктором и воздухозаборником идентичны французской силовой установке. Необходимо сказать, что двигатель ВК-1600В разрабатывается без плоских чертежей, в PMI-формате, как это делалось для мотора ПД-14. Конструктивный облик двигателя ВК-1600В и блока автоматического регулирования и контроля БАРК-15В были рассмотрены на заседании макетной комиссии в ноябре 2020 г., по результатам которой было принято решение о дальнейшей разработке мотора. Макет двигателя был представлен на макетной комиссии в виде электронной 3D-модели.
Работы по мотору ВК-1600В начались в 2018 г. Договор на проведение опытно-конструкторских работ по разработке ТВД ВК-1600В был заключен с АО «ОДК-Климов» в марте 2019 г. Сертификацию отечественного двигателя ВК-1600В планируется завершить в 2023 г., и в 2024 г. начать его серийное производство. Необходимо сказать, что на базе ВК-1600В ОДК собирается создать самолетную модификацию ВК-1600С для легких пассажирских и транспортных самолетов.
Осенью нынешнего года представители холдинга «Вертолеты России» и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) должны договориться о сроках проведения испытаний двигателя ВК-1600В, сроках постройки первого опытного мотора и когда ОДК сможет передать первый опытный двигатель уже для полетов на машине Ка-62.
Сейчас опытные образцы вертолета средней грузоподъемности Ка-62 проходят летные испытания в подмосковном НЦВ им. Миля и Камова и на авиазаводе «Прогресс» в Арсеньеве (Приморский край). Программа сертификационных испытаний включает около 500 полетов. Завершить сертификационные испытания вертолета планируется в 2021 г. Главный конструктор Ка-62 – Дмитрий Киселев.
У вертолета-долгостроя Ка-62 есть несколько уязвимых «мест»: это французские двигатели Ardiden3G, главный редуктор и редуктор хвостового винта, трансмиссия несущего винта и трансмиссия хвостового винта, разработанные и изготовленные австрийской компанией Zoerkler Gears. Необходимо сказать, что работы по импортозамещению ведутся неспешно. Сроки их окончания уже несколько раз сдвигались «вправо». Если Европейский союз введет эмбарго, то программа по винтокрылой машине Ка-62 «забуксует».
Юрий Пономарев
Фото автора