Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Согласно заявлению руководителя холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, в 2021 г. на предприятиях холдинга планируется построить 195 вертолетов
Из 195 винтокрылых машин – 105 вертолетов военного назначения, которые предназначены для поставок российским военным и на экспорт, и около 90 вертолетов – это машины гражданского назначения для внутреннего рынка и на экспорт.
В частности, в текущем году российским военным планируется передать вторую партию машин Ми-28НМ – новой модификации ударного вертолета Ми-28Н (партия из 4-6 вертолетов). Первая партия вертолетов Ми-28НМ (2 штуки) была передана в Вооруженные силы России в конце прошлого года в рамках подписанного ранее контракта с Минобороны РФ.
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), 100% акций которой находится у Минтранса России, 21 июля нынешнего года передала авиакомпании «КрасАвиа» вертолет Ми-8МТВ-1 в рамках договора лизинга о государственном софинансировании. Всего по контракту «КрасАвиа» с ГТЛК сибирской авиакомпании планируется предать до 2027 г. восемь вертолетов cемейства Ми-8АМТ/МТВ.
Холдинг «Вертолеты России» в рамках авиасалона МАКС-2021 заключил с авиакомпанией «ЮТэйр – Вертолетные услуги» соглашение о поставке 50 вертолетов Ми-8АМТ. Соглашение предполагает поставку вертолетов марки «Ми» начиная с 2022 г. Авиакомпания планирует задействовать 50 вертолетов в версии Ми-8АМТ для выполнения пассажирских и грузовых перевозок в первую очередь при реализации проектов таких крупных компаний, как «Восток Ойл» и «НК "Роснефть».
Компания «Газпром» заказала холдингу «Вертолеты России» 16 машин Ми-171А3 для работ на арктическом шельфе. Эти поставки смогут начаться не ранее 2025 г., т.к. новую модификацию машины Ми-171А еще предстоит создать и запустить в серийное производство. Пока построен один опытный образец вертолета Ми-171А3. Летные испытания новой винтокрылой машины намечены на 2022 г.
Вертолет Ми-171А3 – это глубокая модификация недавно запущенного в серийное производство вертолета Ми-171А2. Это многоцелевой вертолет с максимальным взлетным весом 13 т и дальностью полета до 1 тыс. км. Винтокрылая машина Ми-171А3 предназначена для полетов на морские нефтяные и газодобывающие платформы. Новая модификация вертолета разрабатывается с учетом жестких требований Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP).
Также на МАКС-2021 отечественная «Авиакомпания «Геликс» и холдинг «Вертолеты России» подписали контракт на поставку четырех вертолетов. Соглашение предполагает поставку вертолетов средней грузоподъемности Ми-8МТВ и легких вертолетов «Ансат» начиная с 2022 г. Поставляемые вертолеты будут эксплуатироваться на Урале и в Западной Сибири, обслуживая предприятия топливно-энергетического комплекса.
На МАКС-2021 был впервые продемонстрирован образец новейшей модификации легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т, построенного на Улан-Удэнском авиазаводе (У-УАЗ). Серийное производство вертолета Ка-226Т «Climber» («Альпинист») планируется начать в 2022 г. на У-УАЗ в кооперации с Кумертауским авиационным производственным предприятием (КумАПП), расположенном в Башкирии.
Одной из главных особенностей вертолета Ка-226Т является возможность машины выполнять полеты в высокогорье. Усовершенствованный вертолет сможет применяться на высотах до 6,5 км.
По утверждению разработчиков, вертолет Ка-226Т эффективен при полетах над водной поверхностью. Машина может осуществлять взлет и посадку на палубу морских судов, в том числе небольших по размерам и тоннажу. У Ка-226Т «Альпинист» будет увеличена скорость полета, снижена масса пустого вертолета, увеличена дальность полета и др. Вертолет оснащен новым комплексом пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования.
На МАКС-2021 впервые был показан опытный образец модернизированного противопожарного вертолета Ка-32А11М. Холдинг «Вертолеты России» готов приступить к поставкам модернизированного Ка-32А11М в 2022 г. при наличии заказов. Серийный выпуск винтокрылых машин марки Ка-32А11 осуществляется на КумАПП.
В июле 2021 г. управляющий директор КумАПП Николай Фролов сообщил, что в 2020 г. на предприятии изготовили четыре вертолета Ка-32А11ВС и провели ремонт еще четырех машин этой марки. План на 2021 г. включает выпуск семи вертолетов и модернизацию еще 15 машин.
Стоит сказать, что, согласно официальным данным, всего в прошлом 2020 г. на предприятиях холдинга Вертолеты России» было произведено 128 вертолетов (для сравнения: в 2019 году – 153 машин), заказчикам поставлен 141 новый вертолет.
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: вертолет Ка-226Т «Альпинист»