Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Демонстратор нового отечественного двигателя ВК-650В разработки предприятия «ОДК-Климов» проходит второй этап испытательной программы
Об этом представители компании «ОДК-Климов» заявили во время МАКС-2021. На следующем этапе специалисты АО «ОДК-Климов», входящего в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), планируют перейти к инженерным испытаниям опытных образцов, в ходе которых будет выполнена предварительная проверка заложенных в двигатель характеристик и подготовка к зачетным испытаниям.
Первый двигатель-демонстратор ВК-650В был собран в декабре 2020 г. Начало стендовым испытаниям нового отечественного двигателя ВК-650В было положено в январе 2021 г. Сертификация двигателя запланирована на 2023 г., а в 2024 г. – начать его серийное производство.
Разрабатываемый турбовальный двигатель (ТВД) ВК-650В имеет взлетную мощность 650 л.с. Мотор предназначен для установки на российских вертолетах легкого класса Ка-226Т. Также возможна его установка на вертолеты марки «Ансат», VRT-500 и зарубежные машины того же класса грузоподъемности.
В кооперации по созданию ВК-650В принимают участие предприятия ММП им. В.В.Чернышева, ОДК-УМПО и АО «ОДК - «Производственный комплекс «Салют» и др. В частности, специалисты столичного ММП им. В.В.Чернышева поставили для «ОДК-Климов» детали центробежного компрессора, ОДК-УМПО изготовило ротор свободной турбины, камеру сгорания и узел опор турбин, а ПК «Салют» поставил опытный образец редуктора.
Сейчас на отечественных вертолета Ка-226 и «Ансат» которые эксплуатируются российскими заказчиками устанавливаются зарубежные ТВД. На Ка-226 – два двигателя Rolls-Royce Allison 250-С20 R/2(SР) взлетной мощностью по 450 л.с. каждый и номинальной по 380 л.с. (масса двигателя 78 кг). На вертолете « Ансат» – два ТВД Pratt & Whitney PW-207K, мощность каждого двигателя 630 л.с. Масса двигателя PW-207K около 108 кг.
На вертолетах модификации Ка-226Т, которые имеются на вооружении кораблей береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, установлены французские ТВД Arrius2G1 компании «Турбомека». Французские двигатели также устанавливаютсяна модификации Ка-226Т.
Сейчас разработчики заявляют о весьма сжатых сроках разработки ТВД ВК-650В. «Планируем в 2021-2022 гг. изготовить опытные образцы, а в 2023 г. получить сертификат на этот двигатель, после чего начать серийное производство», – сказал заместитель генерального директора – генеральный конструктор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Юрий Шмотин. О также сказал, что по результатам предстоящих испытаний будет проводиться доводка конструкции двигателя, что силовая установка по своим характеристикам не будет уступать зарубежным аналогам.
Если будет введено эмбарго на поставки высокотехнологичной продукции в Россию, в частности, авиационных двигателей, то серийное производство винтокрылых машин Ка-226 и «Ансат», сожалению, придется приостановить. Практика последних десятилетий показывает, что разработчики авиадвигателей не укладываются в отведенные сроки. На создание нового двигателя и доводку до состояния рыночного продукта уходит в два-три раза больше времени, чем первоначально намечалось.
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: опытный образец ТВД ВК-650В на МАКС-2021