Реализация проекта по созданию перспективного двигателя ПД-8

Первый опытный образец нового отечественного двигателя ПД-8 собираются собрать в декабре 2021 г. Летные испытания двигателя ПД-8 для самолета «Суперджет-100» должны начаться в 2022 г. Сертификация двигателя намечена на 2023 г.

Информация о состоянии работ по созданию перспективного турбореактивного двигателя ПД-8 была доведена до представителей СМИ на МАКС-2021. Также было официально заявлено, что в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) работы по двигателю ПД-8 ведут сразу пять структурных подразделений корпорации. Головным разработчиком и интегратором является предприятие «ОДК-Сатурн» (г. Рыбинск). Первый натурный образец газогенератора ПД-8 был продемонстрирован на МАКС-2021.

Необходимо сказать, что камера сгорания ПД-8 максимально унифицирована с сертифицированным двигателем ПД-14, который устанавливают на самолете МС-21-310. Максимальная тяга ПД-8 на взлетном режиме составит 8056 кгс. Тяга на нормальном взлетном режиме – 7477 кгс. Масса двигателя с мотогондолой – 2,3 т.

По заявлению руководства ОДК, в настоящее время завершен первый этап испытаний на стенде газогенератора ПД-8 для создаваемой модификации регионального самолета «Суперджет-100» – машины SSJ-NEW. По словам разработчиков, достигнуты стабильные запуски газогенератора с успешным выходом на максимальный режим в соответствии с программой испытаний.

При разработке нового двигателя широко использовались цифровые технологии, в частности, был создан цифровой двойник, который предназначен для управления конфигурацией и требованиями. Кроме того, был применен параллельный инжиниринг на всех предприятиях – участниках кооперации. Изготовление первого опытного образца шло по PMI-модели (фактически это трехмерные чертежи).

Двигатель ПД-8 предназначен для использования в составе силовой установки для региональных и ближнемагистральных самолетах, в частности глубоко модернизированного SSJ-NEW и самолета-амфибии Бе-200. Стоит напомнить, что сейчас авиалайнеры семейства «Суперджет-100» (SJ-100) оснащаются турбовентиляторными двигателями SaM146 (тяга взлетная – 7740 кгс, сухая масса – 1,7 т), разработанными «ОДК-Сатурн» совместно с французской компанией Snecma в первой половине 2000-х годов.

Компания «Snecma» (сейчас входит в группу Safran) отвечает за горячую часть двигателя (газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления), компания «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя (вентилятор, турбину низкого давления и выполняет общую сборку). Всего изготовлено более 400 двигателей марки SaM146.

В настоящее время корпорация ОДК создает линейку отечественных двигателей для российских пассажирских самолётов разных классов. В работе над ПД-8 для ближнемагистральной машины SSJ-NEW в значительной степени учитывается опыт создания двигателя ПД-14 для средне-ближнемагистрального авиалайнера МС-21.

Досье сайта

В апреле 2018 г. в связи с введением против России санкций со стороны США и ряда западных стран руководством Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) было анонсировано создание модели самолета «Сухой Суперджет-100Р» (Sukhoi Superjet-100R сокращенно SSJ-100R), в которой долю российских комплектующих собирались увеличить на 10-15%.

В апреле 2019 г. официально озвучили план о пересмотре программы по созданию машины модели SSJ-100R в пользу максимального импортозамещения компонентов и систем. Этот проект назвали SSJ-New. В ходе реализации программы SSJ-New концерн «Радиоэлектронные технологии (КРЭТ)» предложил использовать унифицированные комплексы БРЭО для отечественных авиалайнеров SSJ-New и МС-21, базирующиеся на компонентах российской разработки и производства.

В августе 2019 г. заместитель генерального директора - главный конструктор по авиационным системам НИИАО (входит в состав КРЭТ) Александр Евгенов сообщил, что комплекс БРЭО на основе ИКБО ИМА разработан и находится на завершающей стадии сертификационных испытаний. Основные его элементы прошли одобрение авиационных сертификационных органов, а система индикации и органы управления уже проходят летные сертификационные испытания в составе перспективного ближне-среднемагистрального самолета МС-21. А.Евгенов также сообщил о сроках завершения работ: конец 2019 г.

В конце декабря 2019 г. были озвучены планы Минпромторговли России о выделении в 2020 г. 14,8 млрд. руб. на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по программе Superjet-New (шифр «SSJ-NEW-2020») в модификации с максимальным количеством компонентов и систем российского производства. Работы должны быть выполнены до 15 декабря 2021 г. Стоит напомнить, что в 2018 г. для реализации новой программы по «Суперджету-100Р» из резервного фонда правительства России намечалось выделить 6 млрд. руб.

Юрий Пономарев

Фото ОДК

 

На снимке: газогенератор ПД-8 на МАКС-2021