Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Холдинг «Вертолеты России» на МАКС-2021 подписал с МЧС России контракт на поставку 9 вертолетов Ми-38ПС в арктическом исполнении со сроком исполнения до конца 2024 г.
Казанский вертолетный завод (КВЗ) должен поставить МЧС России первый вертолет в модификации Ми-38ПС в 2023 г. и до конца 2024 г. передать МЧС еще 8 таких машин. Модификации Ми-38ПС еще нет, ее предстоит создать.
Машина Ми-38ПС будет отличаться от базового варианта тем, что рассчитана на увеличенную дальность полета – до 1,5 тыс. км. Вертолет сможет эксплуатироваться в условиях низких температур. Ми-38ПС предназначается для посадок на ледоколы, способен высаживать спасателей беспосадочным и парашютным способом и др. Вертолет оснастят специальным оборудованием, дополнительными топливными баками. Экипаж получит очки ночного видения. Максимальный взлетный вес вертолета Ми-38ПС увеличат. Вертолет сможет перевозить груз массой до 5 т или до 40 человек.
Правительство планирует создать в 2024-2026 гг. Арктический комплексный аварийно-спасательный центр МЧС на основе винтокрылых машин Ми-38ПС, состоящий из нескольких авиационных звеньев. Вертолеты будут базироваться в населенных пунктах Сабетта, Диксон, Тикси, Певек и Анадырь.
В январе 2018 г. было сообщено о запуске серийного производства перспективного вертолета Ми-38 на Казанском вертолетостроительном заводе. На сегодняшний день в Казани построено около 10 машин марки Ми-38. КВЗ загружают заказами на Ми-38 по линии госструктур.
Есть также небольшие заказы от лизинговых государственных компаний, в частности, одна машина Ми-38 предназначена для «Авиакапитал сервис» (лизинговая структура госкорпорации «Ростех»), которую должны сдать заказчику в конце нынешнего года или в начале следующего 2022 г.
О твердых заказах на винтокрылую машину Ми-38 со стороны коммерческих авиакомпаний информации пока почти не слышно. Правда, руководство холдинга «Вертолеты России» заявляло, что есть иностранный заказчик на три вертолета Ми-38, поставка которых запланирована на 2022 г. Примечательно, что заказчик держится в секрете.
Отечественные эксплуатанты вертолетной техники отмечают, что цены, объявленные на новые российские вертолеты, приблизились к ценам западных аналогов, в частности, на вертолет средней грузоподъемности Ми-38. Сейчас стоимость одного вертолета Ми-38 составляет около $13,5 млн.
Для повышенного интереса к вертолету Ми-38 в первую очередь необходимо довести ресурс установленного на машине двигателя ТВ7-117В до 6 тыс. часов. Сейчас ресурс мотора составляет около 3 тыс. часов. Статистика показывает, что в последние годы из-за кризиса в нефтяной отрасли значительно уменьшился спрос на двухдвигательные винтокрылые машины, аналогичные Ми-38. В частности, американская компания «Сикорский» продала в 2016 г. 7 машин средней грузоподъемности S-92 «Хелибас» (вертолет аналогичного класса, сертифицирован в 2002 г.), а в 2017 г. поставки составили 3 вертолета, в 2018 г. – 4 штуки, в 2019 г. – тоже 4 штуки, в 2020 г. – 2 машины S-92.
В холдинге «Вертолеты России» считают прямым аналогом машины Ми-38 вертолет итальянской компании «Леонардо Хеликоптерс» – трехдвигательный итало-британский AgustaWestland AW101. За прошедшие три года продано суммарно 15 вертолетов марки AW101.
Юрий Пономарев
Фото холдинга "Вертолеты России"