На МАКС-2021 продемонстрируют вертолет Ка-62

Два опытных образца перспективного вертолета Ка-62 сейчас проходят сертификационные испытания в подмосковном Национальном центре вертолетостроения (НЦВ). Сертификация машины, летные испытания которой начались в 2016 г., намечена на декабрь 2021 г.

Сейчас опытные образцы вертолета средней грузоподъемности Ка-62 проходят летные испытания в подмосковном НЦВ им. Миля и Камова и на авиазаводе «Прогресс» в Арсеньеве (Приморский край). Программа сертификационных испытаний включает около 500 полетов. Получить сертификат летной годности планируется в декабре 2021 г. Главный конструктор Ка-62 – Дмитрий Киселев. Приборостроительный холдинг КРЭТ планирует показать на авиасалоне МАКС-2021, который пройдет с 20 по 25 июля в Жуковском, усовершенствованную систему управления бортовым оборудованием для многоцелевого вертолета Ка-62. Система управления общевертолетным оборудованием (СУОВО) разработана столичным АО «Аэроприбор-Восход», входящим в состав холдинга «Концерн КРЭТ». В настоящее время усовершенствованная система СУОВО установлена на всех трех опытных образцах вертолета Ка-62, которые проходят летные испытания.

Также на МАКС-2021 на стенде Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) намечено продемонстрировать двигатель-демонстратор ВК-1600В. Перспективный отечественный турбовальный двигатель (ТВД) ВК-1600В в классе мощности 1300–1800 л.с. предназначен для нового российского вертолета Ка-62, который сейчас проходит сертификационные испытания с французским двигателем Ардиден (Ardiden) 3G производства компании Safran Helicopter Engines (бывшая Turbomeca). На машине Ка-62 установлены два французских двигателя каждый мощностью 1776 л.с. (на взлетном режиме). Необходимо сказать, что двигатель ВК-1600В разрабатывается без плоских чертежей, в PMI-формате, как это делалось для мотора ПД-14. Конструктивный облик двигателя ВК-1600В и блока автоматического регулирования и контроля БАРК-15В были рассмотрены на заседании макетной комиссии в ноябре 2020 г., по результатам которой было принято решение о дальнейшей разработке мотора. Макет двигателя был представлен на макетной комиссии в виде электронной 3D-модели.

Работы по мотору ВК-1600В начались в 2018 г. Договор на проведение опытно-конструкторских работ по разработке ТВД ВК-1600В был заключен с АО «ОДК-Климов» в марте 2019 г. Генеральный конструктор компании «ОДК-Климов», которая входит в ОДК, Всеволод Елисеев заявил, что двигатель-демонстратор ВК-1600В будет готов к первым испытаниям на стенде в конце сентября нынешнего года. Сертификацию отечественного двигателя ВК-1600В планируется завершить в 2023 г., и в том же году начать его серийное производство. Следует сказать, что у вертолета-долгостроя Ка-62 есть несколько уязвимых «мест»: это французские двигатели Ardiden 3G, главный редуктор и редуктор хвостового винта, трансмиссия несущего винта и трансмиссия хвостового винта, разработанные и изготовленные австрийской компанией Zoerkler Gears. Необходимо сказать, что работы по импортозамещению ведутся неспешно. Сроки их окончания уже несколько раз сдвигались «вправо». Если Европейский союз введет эмбарго, то программа по винтокрылой машине Ка-62 «забуксует».

Досье cайта

Многоцелевой транспортный вертолет средней грузоподъемности Ка-62 разрабатывается с середины 80-х годов прошлого столетия. Первый полноценный испытательный полет по кругу вертолет Ка-62 совершил в мае 2017 г. на Летно-испытательной станции Арсеньевского авиазавода «Прогресс». Вертолет имеет взлетную массу 6,5 т. Машина рассчитана на перевозку до 15 пассажиров или 2 т грузов в салоне (или 2,5 т груза на внешней подвеске) с крейсерской скоростью 290 км/ч.

Интегрированный цифровой пилотажно-навигационный комплекс КБО-62 отечественной разработки, установленный на вертолете, обеспечивает решение широкого круга задач по навигации и пилотированию вертолета, также на машине установлена новейшая система управления общевертолетным оборудованием (СУОВО).

Юрий Пономарев

 

Фото холдинга "Вертолеты России"