Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В настоящее время на итальянской фирме Vertex Aero строится первый прототип легкого вертолета VRT 500, который планируется поднять первый раз в воздух в начале 2022 г.
Проект легкого многоцелевого вертолета VRT 500 ведет созданное в 2014 г. под «крышей» холдинга «Вертолеты России» КБ «Вертолеты России (ВР) - Технологии», в котором работают приглашенные специалисты из объединенного ОКБ им. Н.И.Камова и им. М.Л.Миля, а также инженеры и конструкторы из других авиационных фирм.
VRT 500 – это легкий однодвигательный вертолет соосной схемы. По утверждению разработчиков, новая отечественная винтокрылая машина будет обладать самой объемной в своем классе грузопассажирской кабиной. Кабина вертолета рассчитана на перевозку 5 пассажиров или 730 кг груза. VRT 500 будет способен подниматься на высоту 6,1 км и преодолевать расстояние в 760 км. Максимальная взлетная масса VRT 500 составит 1,6 т, крейсерская скорость – 230 км/ч. В конструкции вертолета планируется широко использовать композиционные материалы.
VRT 500 будет оснащен одним канадским газотурбинным двигателем (ГТД) PW207V, способным развивать мощность до 700 л.с. Двигатель PW207V для установки на машине VRT 500 адаптируют под применение его на однодвигательном вертолете с внесением соответствующих изменений в сертификат типа.
Систему кондиционирования воздуха для вертолета VRT 500 разрабатывает международный концерн Liebherr-Aerospace (французское подразделение концерна – Liebherr-Aerospace Toulouse SAS), трансмиссию – итальянская компания Avio Aero. Поставщиком комплекса авионики FlytX является французская компания Thales.
Согласно официальной информации, в мае 2020 г. дочерняя фирма компании «Вертолеты России» – «ВР-Технологии» стала 100% собственником итальянской компании Vertex Aero. Она приобрела Vertex Aero у компании Mecaer Aviation Group (MAG), известной разработкой VIP-интерьеров для автомобилей и вертолетов. У фирмы Vertex Aerо есть разрешение EASA на конструкторскую деятельность в области вертолетостроения. Однако не известно ни об одном серийно выпускающемся вертолете, который бы разработали специалисты фирмы Vertex Aerо. Судя по информации из Интернета, фирма Vertex Aerо в основном оказывает консалтинговые услуги в области авиации. Также стоит сказать, что компания Mecaer Aviation Group занимается разработкой системы управления и гидравлической системы для VRT 500.
В СМИ на протяжении последних полутора лет появляется противоречивая информация. Согласно одной – серийное производство вертолета VRT 500 будет развернуто в Италии, согласно другой – вертолет серийно будут строить на авиазаводе в Улан-Удэ.
По информации, появившейся в нынешнем мае на выставке «ХелиРаша-2021», одни из первых серийных вертолетов VRT 500 будут переданы российскому заказчику до конца 2024 г.
Первоначально опытный образец вертолета VRT 500, предназначенный для проведения летных испытаний, планировалось изготовить к концу 2019 г. Начать летные испытания намечалось в 2020 г. Завершить сертификационные испытания перспективной машины планировали в конце 2021 г., начало поставок серийных машин намечали на 2022-2023 гг.
В первый раз натурный макет вертолета VRT 500 был представлен холдингом «Вертолеты России» на международной выставке «ХелиРаша-2018» в столице в мае 2018 г., а затем натурный макет был продемонстрирован на МАКС-2019. Проект перспективной винтокрылой машины на тот момент прошел этап эскизного проектирования.
Руководитель холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский заявил по поводу проекта VRT 500, что «для холдинга это новый сегмент рынка, поэтому перед нами стоит несколько задач. Во-первых, создать продукт, привлекательный как для коммерческих заказчиков, так и для личного пользования. Во-вторых, выйти на новые для нас рынки, в том числе Европы и США, через сертификацию вертолета в этих странах».
В настоящее время в России серийно не выпускают легкие вертолеты максимальной взлетной массой до 2 т. Эта ниша на отечественном рынке вертолетной техники полностью занята винтокрылами машинами зарубежного производства.
Недавно стало известно, что заявка в европейскую организацию EASA на сертификацию VRT 500 уже подана, получение сертификата запланировано на 2023 г.
Юрий Пономарев
Фото холдинга «Вертолеты России»