Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В течение второго квартала 2021 г планируется передать на стендовые испытания двигатель-демонстратор перспективного отечественного ТВД для вертолетов, имеющий обозначение ВК-1600В
Турбовальный двигатель (ТВД) ВК-1600В в классе мощности 1300–1800 л.с. предназначен для нового российского вертолета средней грузоподъемности Ка-62, который сейчас проходит сертификационные испытания с французским двигателем Ардиден (Ardiden) 3G. На машине Ка-62 установлены два французских двигателя каждый мощностью 1776 л.с. (на взлетном режиме).
Необходимо сказать, что двигатель ВК-1600В разрабатывается без плоских чертежей, в PMI-формате, как это делалось для мотора ПД-14. Конструктивный облик двигателя ВК-1600В и блока автоматического регулирования и контроля БАРК-15В были рассмотрены на заседании макетной комиссии в ноябре 2020 г., по результатам которой было принято решение о дальнейшей разработке мотора. Макет двигателя был представлен на макетной комиссии в виде электронной 3D-модели.
Работы по мотору ВК-1600В начались в 2018 г, Договор на проведение опытно-конструкторских работ по разработке ТВД ВК-1600В был заключен с АО «ОДК-Климов» в марте 2019 г. Сертификацию отечественного двигателя ВК-1600В планируется завершить в 2023 г., и в том же году начать его серийное производство.
Сейчас опытные образцы вертолета средней грузоподъемности Ка-62 проходят летные испытания в подмосковном НЦВ им. Миля и Камова и на авиазаводе «Прогресс» в Арсеньеве (Приморский край). Программа сертификационных испытаний включает около 500 полетов. Завершить сертификационные испытания вертолета планируется в 2021 г. Главный конструктор Ка-62 – Дмитрий Киселев.
У вертолета-долгостроя Ка-62 есть несколько уязвимых «мест»: это французские двигатели Ardiden 3G, главный редуктор и редуктор хвостового винта, трансмиссия несущего винта и трансмиссия хвостового винта, разработанные и изготовленные австрийской компанией Zoerkler Gears. Необходимо сказать, что работы по импортозамещению ведутся неспешно. Сроки их окончания уже несколько раз сдвигались «вправо». Если Европейский союз введет эмбарго, то программа по винтокрылой машине Ка-62 «забуксует».
Также необходимо сказать, что в 2020 г. Следственный комитет РФ возбудил три уголовных дела о хищениях порядка 3,6 млрд. рублей при строительстве и конструировании вертолета Ка-62 в отношении ряд должностных лиц холдинга «Вертолеты России», компании «Камов» и Минпромторговли.
Досье сайта
Многоцелевой транспортный вертолет средней грузоподъемности Ка-62 разрабатывается с середины 80-х годов прошлого столетия. Первый полноценный испытательный полет вертолет Ка-62 совершил в мае 2017 г. на Летно-испытательной станции Арсеньевского авиазавода «Прогресс». Вертолет имеет взлетную массу 6,5 т. Машина рассчитана на перевозку до 15 пассажиров или 2 т грузов в салоне (или 2,5 т груза на внешней подвеске) с крейсерской скоростью 290 км/ч.
На вертолете установлены два турбовальных двигателя (ТВД) Ardiden 3G французской компании «Турбомека» (Turbomeca), которая сейчас входит в состав группы «Сафран». Интегрированный цифровой пилотажно-навигационный комплекс КБО-62 отечественной разработки, установленный на вертолете, обеспечивает решение широкого круга задач по навигации и пилотированию вертолета, а также установлена новейшая система управления общевертолетным оборудованием (СУОВО).
Юрий Пономарев
Фото холдинга «Вертолеты России»