Новый этап разработки отечественного двигателя для вертолетов: начались стендовые испытания

В компании «ОДК-Климов» в Санкт-Петербурге в конце января нынешнего 2921 года дан старт стендовым испытаниям нового отечественного двигателя ВК-650В, предназначенного для установки на легких вертолетах

Сообщение о том, что демонстратор нового отечественного турбовального двигателя (ТВД) ВК-650В, который заменит импортные силовые установки для легких вертолетов типа Ка-226 и «Ансат», собран и установлен на испытательный стенд в «Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) - Климов», пришло в канун нового 2021 г.

В составе испытательного стенда на предприятии «ОДК – Климов» была смонтирована силовая рама и гидротормоз, установлена топливо-масляная система, специально спроектированная для размерности двигателя ВК-650В и др. На сегодняшний день специалисты компании «ОДК-Климов» провели первую часть испытаний из четырех запланированных. На предприятии уже осуществили запуск с оценкой ключевых параметров двигателя.

Разрабатываемый ТВД ВК-650В имеет взлетную мощность 650 л.с. Мотор предназначен для установки на российских вертолетах легкого класса Ка-226Т. Также возможна его установка на вертолеты «Ансат», VRT-500 и зарубежные машины того же класса грузоподъемности. В 2023 г. планируется сертифицировать ТВД ВК-650В, а в 2024 г. – начать его серийное производство.

В кооперации по созданию ВК-650В принимают участие предприятия ММП им. В.В.Чернышева, ОДК-УМПО и АО «ОДК - «Производственный комплекс «Салют» и др. В частности, специалисты столичного ММП им. В.В.Чернышева поставили для «ОДК-Климов» детали центробежного компрессора, ОДК-УМПО изготовило ротор свободной турбины, камеру сгорания и узел опор турбин, а ПК «Салют» поставил опытный образец редуктора.

Сейчас на отечественных вертолета Ка-226 и «Ансат» которые эксплуатируются российскими заказчиками устанавливаются зарубежные ТВД. На Ка-226 – два двигателя Rolls-Royce Allison 250-С20 R/2(SР) взлетной мощностью по 450 л.с. каждый и номинальной по 380 л.с. (масса двигателя 78 кг). На вертолете « Ансат» – два ТВД Pratt & Whitney PW-207K, мощность каждого двигателя 630 л.с. Масса двигателя PW-207K около 108 кг.

На вертолетах модификации Ка-226Т, которые имеются на вооружении кораблей береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, установлены французские ТВД Arrius2G1 компании «Турбомека».

Сейчас разработчики заявляют о весьма сжатых сроках разработки ТВД ВК-650В. «Планируем в 2021-2022 гг. изготовить опытные образцы, а в 2023 г. получить сертификат на этот двигатель, после чего начать серийное производство», – сказал заместитель генерального директора – генеральный конструктор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Юрий Шмотин. О также сказал, что по результатам предстоящих испытаний будет проводиться доводка конструкции двигателя, что силовая установка по своим характеристикам не будет уступать зарубежным аналогам.

Если будет введено эмбарго на поставки высокотехнологичной продукции в Россию, в частности, авиационных двигателей, то серийное производство машин Ка-226 и «Ансат», сожалению, придется приостановить. Практика последних десятилетий показывает, что разработчики авиадвигателей не укладываются в отведенные сроки. На создание нового двигателя и доводку до состояния рыночного продукта уходит в два-три раза больше времени, чем первоначально намечалось.

Юрий Пономарев

 

Фото пресс-службы ГК «Ростех»