Итоги работы гражданского сектора авиапромышленности России в 2020 г.

В прошедшем 2020 году серийное производство пассажирских и транспортных самолетов на российских авиазаводах суммарно составило около 20 машин отечественной разработки

В прошедшем 2020 году серийное производство пассажирских и транспортных самолетов на российских авиазаводах суммарно составило около 20 машин отечественной разработки

Авиазавод в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ)

Больше всех самолетов гражданского назначения вновь построено на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) АО «Региональные самолеты (РС)» (филиал корпорации «Иркут») – 12 машин марки «Суперджет-100» (SJ-100). Для сравнения: в 2019 г. было построено 18 самолетов SJ-100. АО «РС» – это бывшая компания «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)».

Можно с большой долей уверенности предположить, что сейчас нет необходимости наращивать производство «Суперджетов», т.к. несколько десятков новых невостребованных SJ-100 пока не «пристроены» в авиакомпании. Госкорпорация «Ростех» запланировало до 2024 г. поставить до невостребованных ранее 60 самолетов марки «Суперджет-100» в различные отечественные авиакомпании, в первую очередь в авиакомпанию Red Wings, которую «Ростех» контролирует через Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). В прошедшем 2020 г. это процесс начался. Сейчас в Red Wings эксплуатируется три машины SJ-100, готовиться возить пассажиров четвертый «Суперджет». В прошедшем декабре авиакомпания Red Wings получила этот четвертый «Суперджет-100». Этот борт (регистрац. № RF-89140 и серийн. № 95200) совершил первый полет 21 мая 2020 г. и ранее нигде не эксплуатировался. В 2021 г. в «Красных крыльях» (Red Wings) в намечено «трудоустроить» 23 невостребованных самолета SJ-100.

Иркутский авиазавод (ИАЗ)

В прошедшем году на Иркутском авиазаводе (ИАЗ), входящем в состав корпорации «Иркут», был построен пятый летный образец перспективного ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21-300 с отечественными двигателями ПД-14, который впервые поднялся в воздух 15 декабря 2020 г.

Изготовление пятого летного образца перспективной машины (заводской серийный номер MSN 73055) было выполнено с ранее объявленным графиком. Принято решение, что модификация авиалайнера МС-21-300, оснащенная двумя отечественными двигателями ПД-14, будет обозначаться как МС-21-310.

Ульяновский авиастроительный комплекс «Авиастар-СП»

В 2020 г. на «Авиастаре» было запланировано построить пять серийных военно-транспортных самолетов (ВТС) Ил-76МД-90А. По официальной информации, заводы-смежники в рамках кооперации передали в 2020 г. «Авиастару» комплектующие узлы и агрегаты именно для пяти машин Ил-76МД-90А. По существу построили только три машины в рамках контракта с Минобороны России.

17 марта 2020 г. в Ульяновске совершил первый полет Ил-76МД-90А с бортовым номером RF-78658 (№ 0203). Необходимо отметить, что этот самолет выкатили из цеха окончательной сборки еще в декабре 2019 г. 26 августа в Ульяновске совершил первый полет машина Ил-76МД-90А с бортовым номером RF-78659 (№ 0204). 6 декабря 2020 г. в Ульяновске совершил первый полет ВТС Ил-76МД-90А с бортовым номером RF-78660 (№ 0205). Постройка этих двух самолетов (№ 204 и № 205) была завершена в 2020 г.

В середине августа 2020 г. официально было заявлено, что на предприятии в завершающую стадию вступила постройка седьмого серийного модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А (№ 0206). Однако сообщений о том, что самолет был выкачен из цеха окончательной сборки до 31 декабря 2020 г. не поступало. Эта машина станет первым серийным самолетом, построенным с помощью автоматизированной поточной линии сборки самолетов Ил-76МД-90А, которую запустили в эксплуатацию в октябре 2019 г

Казанский авиазавод им. С.П.Горбунова (КАЗ)

В 2020 г. на Казанском авиазаводе была завершена постройка двух машин марки Ту-214 для специального летного отряда (СЛО) «Россия

19 июня 2020 г. в Казани совершил первый полет самолет Ту-214ПУ с регистрационным номером RА-64532. 29 декабря 2020 г. в Казани совершил первый полет самолет Ту-214ПУ с регистрационным номером RА-64533.

Предположительно, это второй и третий самолеты специального назначения Ту-214ПУ (пункт управления) изготовленные по контракту 2017 г. на три самолета этого типа для ФГБУ «Специальный летный отряд (СЛО) «Россия» Управления делами президента Российской Федерации. Первая машина Ту-214ПУ в рамках этого контракта между Управлением делами президента и госкорпорацией «Ростех» совершила первый полет в Казани 28 декабря 2018 г. и была передана СЛО «Россия» летом 2019 г. К настоящему времени СЛО «Россия» уже располагает 15 самолетами Ту-214 различных модификаций и четырьмя самолетами Ту-204.

Всего на 1 января 2021 г. на Казанском авиационном заводе им. С.П.Горбунова (филиал ПАО «Туполев») построены 33 самолета Ту-214.Общее количество построенных машин семейства Ту-204/Ту-214, построенных в СССР и России с 1989 г. вместе с опытными образцами составило 87 единиц.

Воронежский авиазавод (ВАСО)

В 2020 г. ожидалось завершение изготовления двух авиалайнеров Ил-96-300 (регистрационные №№ RA-96024 и RA-96025 – это 24-я и 25-я машины марки Ил-96-300) для президентского авиаотряда, но не произошло (было перенесено с 2019 г. на 2020 г.). Теперь выпуск этих самолетов намечен на 2021 г.

В Воронеже планировали достроить в 2020 г. опытный образец авиалайнера Ил-96-400М. Из-за перераспределения госбюджетного финансирования постройку авиалайнера притормозили.

Авиалайнер  Ил-96-400М разработан на основе машины Ил-96-400Т, которая отличается от базового варианта – самолета Ил-96-300 удлиненным на 9,65 м фюзеляжем и увеличенной на 20 т максимальной взлетной массой. Вместимость авиалайнера Ил-96-400М составляет 390 пассажиров. Руководство ОАК заявило, что до 2025 г. планируется строить дальнемагистральный авиалайнер с темпом два – два с половиной самолета семейства Ил-96 в год. Шесть серийных Ил-96-400М предполагается сдать в 2021, 2022, 2023 и 2024 гг. Для обновленного самолета планируется оформить дополнение к сертификату типа на Ил-96-300.

Реально в прошедшем году на ВАСО не был построен ни один новый самолет. Однако необходимо сказать, что Воронежский авиазавод принимает участие в реализации многих программ по серийному выпуску транспортных самолетов. В частности, выпускает комплекты агрегатов для тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А региональных самолетов «Суперджет-100» и Ил-114-300 и др. Также продолжалось изготовление опытной партии (две штуки) перспективного легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М.Бериева (ТАНТК)

В конце 2018 г. ОАК и Минобороны России подписали контракт на поставку трех самолетов-амфибий Бе-200 в поисково-спасательном варианте с функцией пожаротушения в период с 2019 г. по 2021 г. В 2019 г. планировалось передать заказчику – авиации ВМФ России – первый самолет-амфибию Бе-200 (№ 311). Но до31 декабря 2019 г. эта машина так и не поднялась в воздух. Первый полет самолета-амфибии Бе-200ПС/ЧС (№ 311) на заводском аэродроме состоялся только в феврале 2020 г. Машину № 311 военные получили только спустя пять месяцев.

Второй самолет Бе-200ПС/ЧС (№ 355)  для авиации ВМФ России первый раз поднялся в воздух 11 ноября 2020 г. Планируется, что после прохождения программы предъявительских и приемо-сдаточных испытаний, Бе-200ПС/ЧС будет передан заказчику. Завершение постройки следующей машины (третьей) должно состояться в 2021 г.

Следует сказать, что за прошедшие почти двадцать лет, если вести отчет с начала постройки первых серийных машин Бе-200 вначале в Иркутске, а затем в Таганроге, авиастроителями построено около 20 самолетов (вместе с опытными образцами).

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА)

Традиционно в ежегодном обзоре приводим данные по выпуску на УЗГА в рамках лицензионной сборки самолета местный воздушный линий (МВЛ) L-410 чешской разработки.

Машина для местных авиалиний L-410 разработана специалистами Чехии в 60-е годы прошлого столетия. В августе 2013 г. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) стала 100% владельцем акций чешской компании «Эйркрафт Индастриз (Aircraft Industries)», которая серийно строит L-410. Программа по поставкам отечественным авиакомпаниям самолетов МВЛ L-410 крупноузловой лицензионной сборки на Урале осуществляется через механизм финансового лизинга ГТЛК с 2016 г. За прошедшее с 2016 г. годы на УЗГА было собрано немногим более 20 самолетов L-410. Сейчас выпускается русифицированная версия, в которой импортозамещен ряд бортовых систем.

Продвижением самолета МВЛ на рынок и финансированием заказа занимается крупнейшая лизинговая компания России – Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), на 100% принадлежащая Министерству транспорта России.

В течение двух лет (2019-2020 гг.) отечественные авиакомпании получили по лизингу 11 новых самолетов L-410, собранных с помощью крупноузловой сборки на УЗГА из машинокомплектов, поступивших из Чехии. По неофициальной информации, также несколько лицензионных машин L-410 в 2020 г. было поставлено Минобороны России.

Стоит сказать, сейчас авиапарк российских авиакомпаний насчитывает около 40 самолетов L-410 и что половина всех пассажиров на местных воздушных линиях в РФ в последние два года перевозится на самолетах L-410. В 2019 г. на L-410 было перевезено суммарно 112,5 тыс. человек.

Итоги

Необходимо отметить, что в обзоре учитываются только самолеты гражданского и двойного назначения, а также машины транспортной авиации. Самолеты L-410 лицензионной постройки не засчитывались.

Опытный образец усовершенствованного турбовинтового регионального самолета Ил-114-300, совершивший первый полет 16 декабря 2020 г., не засчитывается. Первый опытный образец самолета Ил-114-300 (переходный вариант), предназначенный для летных испытаний, изготовлен из машины № 0108, выпущен на Ташкентском авиазаводе в 1994 г. Эта машина многие годы находилась на хранении в ЛИЦ им. В.К.Коккинаки компании «Ильюшин».

Суммарно на отечественных авиазаводах, входящих в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в 2020 г. было построено 19 самолетов гражданского и двойного назначения, а также транспортного назначения, способных подняться в воздух. Для сравнения: в 2019 г. было построено 23 пассажирских и транспортных самолетов, а также машин двойного назначения.

Необходимо учесть фактор пандемии коронавируса в 2020 г. По сообщениям пресс-службы ОАК можно сделать вывод, что на большинстве отечественных авиазаводов производство самолетов не останавливали весной 2020 г. Была приостановлена на небольшой срок сборка серийных машин только на Воронежском и Таганрогском авиазаводах.

Юрий Пономарев

 

Фото ОАК