Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Суммарно на вертолетных заводах России, входящих в холдинг «Вертолеты России», согласно официальным заявлениям, построено в прошлом году около 170 винтокрылых машин против 153 вертолетов в 2019 г.
ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ)
Согласно официальным сообщениям, производственный план КВЗ на 2020 г. предполагал выпуск более 60 вертолетов. Из этого количества более половины – это вертолеты семейства Ми-8/17, около 35% (т.е. 17-18 штук) – это легкие многоцелевые винтокрылые машины «Ансат» и 3 вертолета средней грузоподъемности марки Ми-38.
Для сравнения приведем статистику выпуска вертолетов в Казани за последние пять лет: 2014 г. – 107 вертолетов, в 2015 г. – 77 штук, в 2016 г. – 70 машин, в 2017 г. – 65 вертолетов. В 2018 г. КВЗ реализовал 52 вертолета (36 штук Ми-8/17 и 16 «Ансатов»). В 2019 г. на КВЗ, по официальной информации, изготовили 52 вертолета различных моделей.
Согласно официальным заявлениям, на КВЗ принят твердый план на три ближайших года, в котором обозначена стабильная загрузка по вертолетам Ми-8, поставки Ми-17В-5 на экспорт, рост поставок вертолетов «Ансат» и Ми-38.
Специальный летный отряд «Россия» получил в 2020 г. первые два вертолета Ми-38VIP. Также в 2020 г. Казанский вертолетный завод построил и передал Минобороны третий транспортный вертолет Ми-38Т (в конфигурации VIP).
Отечественные эксплуатанты вертолетной техники отмечают, что цены, объявленные на новые российские вертолеты, приблизились к ценам западных аналогов, в частности, на вертолет средней грузоподъемности Ми-38.
АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ)
Авиазавод в Бурятии в настоящее время специализируется на производстве вертолетов Ми-8АМТ (Ми-171Е), Ми-171, Ми-171А2 и Ми-8АМТШ (Ми-171Ш). В 2020 г. на У-УАЗ планировалось выпустить около 70 вертолетов, из них 50% – это винтокрылые машины гражданского назначения.
Осенью 2020 г. У-УАЗ поставил в Казахстан два первых машинокомплекта вертолета Ми-8АМТ для сборки на мощностях авиаремонтного завода № 405, расположенного в Алма-Ате. Вертолеты предназначены для МЧС Казахстана. Поставка была осуществлена в рамках трехстороннего соглашения между АО «НК «Казахстан инжиниринг», АО «Авиаремонтный завод № 405» и холдингом «Вертолеты России» по крупноузловой лицензионной сборке вертолетов Ми-8АМТ/Ми-171Е. Договором, заключенным в 2019 г., предусмотрена поставка в Казахстан 17 машинокомплектов в течение 2020-2022 гг.
В Улан-Удэ в 2020 г. начали изготавливать вертолеты Ка-226Т для Индии. Осенью 2020 г. на предприятии в Бурятии изготовлены два первых фюзеляжа легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т. Полностью вертолеты должны быть собраны в первом полугодии 2921 г.
Необходимо сказать, что в 2020 г. на авиационном заводе в Улан-Удэ (УУАЗ) началось изготовление элементов планера оффшорной модели вертолета Ми-171А – машины Ми-171А3, которую должны полностью построить в начале 2021 г. Новейшая модификация винтокрылой машины модели Ми-171А поступит на летные испытания летом 2021 г. По официальной информации, первый экземпляр оффшорного вертолета Ми-171А3 строится в тесной кооперации нескольких серийных заводов холдинга «Вертолеты России» и Национального центра вертолетостроения (НЦВ) им. М.Миль и Н.Камова, расположенного в подмосковном Томилино.
Согласно официальной информации, У-УАЗ в рамках заключенных АО «Рособоронэкспорт» на сегодняшний день контрактов должен построить в ближайшие годы119 вертолетов на сумму около $1,9 млрд.
ПАО «Роствертол»
На вертолетном заводе в Ростове-на-Дону в прошлом году продолжали серийно строить ударные вертолеты семейства Ми-28 и многоцелевые боевые вертолеты Ми-35М в рамках договоров с Минобороны России и контрактов с зарубежными странами.
О подписании контракта на поставку 12 вертолетов Ми-35М в Узбекистан сообщалось в 2018 г., а в 2019 г. были озвучены сроки поставки боевых винтокрылых машин: четыре вертолета Ми-35М в четвертом квартале 2019 г. и восемь вертолетов в течение 2020 г. В Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству официально сообщили, что поставка партии вертолетов Ми-35М и имущества к ним реализуется в рамках выданного в 2017 г. правительству Узбекистана государственного экспортного кредита.
В июне нынешнего года пресс-служба Минобороны Казахстана сообщила, что четыре новых ударных вертолета Ми-35М поступили на авиационную базу ВВС Казахстана, расположенную на западе страны. Поставка вертолетов осуществлена в рамках договора между Минобороны Казахстана и российским АО «Рособоронэкспорт».
В 2020 г. на вертолетном заводе в Ростове-на-Дону началось серийное производство вертолета Ми-28НМ для российской армии. Два первых серийных модернизированных ударных вертолета Ми-28НМ были переданы российским военным до конца 2020 г. В 2021 г. военные должны получить еще три новых Ми-28НМ.
Летные испытания усовершенствованной машины Ми-28НМ начались в октябре 2016 г. В марте 2019 г. опытный образец ОП-1 вертолета Ми-28НМ прошел испытания в боевых условиях в Сирии. Всего Минобороны России запланировало приобрести до 2027 г. 98 вертолетов Ми-28НМ. Контракт на поставку почти ста машин Ми-28НМ Минобороны России и холдинг «Вертолеты России» подписали во время работы форума «Армия-2019» в подмосковной Кубинке. В среднем за год на «Роствертоле» будут строить по 12 вертолетов Ми-28НМ. Поставка российским военным первой опытной партии новейшей модификации ударных вертолетов Ми-28НМ состоялась весной 2019 г.
В сентябре 2020 г. генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский заявил, что первая из опытных машин Ми-28НM сейчас проходит государственные испытания, а на второй тестируют новые более скоростные лопасти несущего винта. Государственные совместные испытания усовершенствованного ударного вертолета планируется завершить до конца 2020 г.
В марте 2019 г. во время посещения АО «Роствертол» заместитель министра обороны России генерал-полковник Алексей Криворучко сказал, что в рамках выполнения первого этапа контракта на Ми-28НМ может быть поставлено 6 или 18 машин. Он также сообщил, что Минобороны России решило купить у холдинга «Вертолеты России» еще 10 тяжелых транспортных вертолетов семейства Ми-26, серийно выпускаемых на «Роствертоле».
ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина» (ААК «Прогресс»)
Основным заказчиком у вертолетного завода «Прогресс» в городе Арсеньеве Приморского края является Минобороны России. По утверждению руководства ПАО «ААК «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина», завод загружен экспортными заказами до конца 2020 г. Согласно афишированным руководством холдинга «Вертолеты России» планам, на авиазаводе в Арсеньеве в 2018-2019 гг. в среднем изготавливалось в рамках госзаказа и для экспорта по 25 винтокрылых машин Ка-52 в год. По официальным сообщениям, с 2017 г. предприятие осуществляет поставки вертолетов Ка-52 в рамках заключенного в 2015 г. с Египтом контракта. Заместитель министра обороны Алексей Криворучко весной 2019 г. заявил, что до 2022 г. российские военные должны получить еще 30 машин Ка-52.
В течение 2020 г. на предприятии построили два модернизированных вертолета Ка-52М. Первый полет винтокрылой машины Ка-52М состоялся 10 августа 2020 г. В феврале 2019 г. вице-премьер правительства Юрий Борисов при посещении авиазавода «Прогресс» в Арсеньеве, сообщил о планах по закупке более 100 боевых вертолетов Ка-52 в рамках госпрограммы вооружения, рассчитанной на 2018-2027 гг., однако он добавил, что будут закупаться только вертолеты новой модификации – машины Ка-52М. Позднее замминистра обороны А.Криворучко уточнил, что планируется закупка 114 вертолетов Ка-52М.
В настоящее время в Арсеньеве ведется изготовление первой партии серийных вертолетов средней грузоподъемности Ка-62 (шесть штук). Руководство авиазавода «Прогресс» заявило, что сдача заказчикам первых серийных вертолетов Ка-62 запланирована на 2021 г. Сейчас три опытных образца перспективного вертолета Ка-62 проходят летные испытания: два в подмосковном НЦВ им. Миля и Камова и один – на авиазаводе «Прогресс» в Арсеньеве. Завершение сертификации вертолета Ка-62 перенесено на 2021 г.
АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП)»
В 2019 г. временно была прекращена сборка серийных вертолетов в КумАПП. До этого момента в последние три годы предприятие выпускало и реализовывало в среднем 8-12 вертолетов Ка-32 и Ка-226 в год. В 2020 г. производство новых вертолетов было возобновлено. На 2020 г. планировалась поставка 20 вертолетов, а также ремонт 20 винтокрылых машин.
В 2020 г. КумАПП продолжало выполнять контракт по ремонту и глубокой модернизации противолодочных вертолетов Ка-27 в версии Ка-27М для авиации ВМФ России.
Также в течение прошедшего года авиазавод в башкирском Кумертау осуществлял подготовку производства элементов планера легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т (в варианте 226.54) для лицензионной сборки в Индии. Эти элементы планера вертолета Ка-226Т затем будут поставляться в Улан-Удэ, где намечено осуществлять финишную сборку.
Итоги
По заявлению генерального директора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, порядка 45% вертолетов, произведенных на предприятиях холдинга в 2020 г., будут поставлены на экспорт. Из 170 построенных в течение года вертолетов порядка 95 единиц – это машины военного назначения. Гражданская техника – порядка 75-80 единиц. Это и производство, и поставки.
Согласно официальным заявлениям руководства «Вертолетов России», у вертолетного холдинга имеется большой портфель твердых заказов на вертолеты. Только по машинам военного назначения в 2019 г. был заключен 21 контракт на поставку 234 вертолетов на сумму более 290 млрд. руб. Из них с зарубежными странами в 2019 г. было заключено контрактов на общую сумму свыше 110 млрд. руб., что, по утверждению руководства холдинга «Вертолеты России», превышает показатели 2017 г. и 2018 г. (вместе взятые) в 3 раза. В частности, объем поставок по линии военно-технического сотрудничества по сравнению с 2018 г. увеличился на 3%, при этом количество поставленных боевых и ударных вертолетов сохранилось на уровне 80%
Юрий Пономарев
Фото холдинга «Вертолеты России»