Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На предприятии в Бурятии изготовлены два первых фюзеляжа легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т
В прошедшем сентябре на авиазаводе в столице Бурятии был изготовлен и установлен стапель общей сборки фюзеляжей вертолета, в который закладываются готовые агрегаты: днище кабины экипажа, средний и центральный отсеки фюзеляжа, хвостовые балки и хвостовое оперение. Первые два изготовленных фюзеляжа винтокрылой машины переданы в АО «Технодинамика» для проведения испытаний авариестойкой топливной системы. До конца 2020 г. на Улан-Удэнском авиазаводе (У-УАЗ) собираются построить ряд стендов и агрегатов вертолета Ка-226Т для статических, динамических и ресурсных испытаний. В частности, сейчас завершается изготовление стенда для испытаний лобового стекла на птицестойкость и стенда для испытаний системы очистки лобовых стекол. Также в настоящее время ведутся работы по изготовлению опытных образцов вертолета Ка-226Т, которые намечено поднять в воздух уже в первой половине 2021 г. Начало совместного с Индией производство машин Ка-226Т запланировано на 2021 г.
Официально объявлено, что полный комплект конструкторской документации (КД) с учетом всех требований заказчика (Минобороны Индии) в данный момент передается на У-УВЗ и что этот процесс будет завершен до конца 2020 г.
Межправительственное соглашение между Россией и Индией о сотрудничестве в области вертолетостроения было подписано в 2015 г. Согласно условиям контракта, Россия должна поставить 40 (по другим данным – 60 штук) вертолетов Ка-226Т, собранных в России, а остальные 160 (140) машин будут собраны в Индии. Поэтапное лицензионное производство собираются осуществлять в Индии на совместном российско-индийском предприятии (СП) Indo-Russian Helicopters Limited. СП по производству вертолетов Ка-226Т было создано в мае 2017 г. Производственная площадка совместного предприятия расположена в пригороде города Тумкур (индийский штат Карнатака).
Стоимость произведенных в Улан-Удэ вертолетов Ка-226Т оценивается приблизительно в $310 млн., а стоимость лицензионного производства в Индии – в сумму около $735 млн. Необходимо отметить, что контракт на изготовление 200 вертолетов Ка-226Т, превышающий $1 млрд., до сих пор не заключен.
АО «Улан-Удэнский авиационный завод» – один из ведущих вертолетных заводов холдинга «Вертолеты России». Завод в настоящее время специализируется на производстве вертолетов Ми-8АМТ (Ми-171Е), Ми-171, Ми-171А2 и Ми-8АМТШ (Ми-171Ш). В 2020 г. на У-УАЗ планируется выпустить около 70 вертолетов, из них 50% – это винтокрылые машины гражданского назначения.
Нынешней осенью У-УАЗ поставил в Казахстан два первых машинокомплекта вертолета Ми-8АМТ для сборки на мощностях авиаремонтного завода № 405, расположенного в Алма-Ате. Вертолеты предназначены для МЧС Казахстана. Поставка осуществлена в рамках трехстороннего соглашения между АО «НК «Казахстан инжиниринг», АО «Авиаремонтный завод № 405» и холдингом «Вертолеты России» по крупноузловой сборке вертолетов Ми-8АМТ/Ми-171Е. Договором, заключенным в 2019 г., предусмотрена поставка в Казахстан 17 машинокомплектов в течение 2020-2022 гг.
Согласно официальной информации, У-УАЗ в рамках заключенных АО «Рособоронэкспорт» на сегодняшний день контрактов должен построить 119 вертолетов на сумму около $1,9 млрд.
Юрий Пономарев
Фото холдинга «Вертолеты России»