Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
10 ноября 2020 г. был отправлен в отставку управляющий директор Казанского вертолетного завода (КВЗ) Юрий Пустовгаров, вместо него руководителем предприятия с приставкой врио назначен Алексей Белых
Новый руководитель найден на КВЗ
Во второй декаде ноября в Казани состоялось заседание Совета директоров холдинга АО «Вертолеты России». Совещание провел индустриальный директор авиационного комплекса госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков.
Заседание прошло на территории КВЗ. В нем принял участие президент Татарстана Рустам Минниханов, который инициировал проведение этого мероприятия. Временно исполняющий обязанности управляющего директора ПАО «КВЗ» Алексей Белых доложил о планах по финансовому оздоровлению предприятия, а также о производственной программе предприятия на период 2021-2023 гг., предусматривающей расширение номенклатуры производимой продукции и объемов ее поставок. Необходимо сказать, что Алексей Белых (1977 г.р.) – сын управляющего директора Улан-Удэнского авиазавода Леонида Белых, являющегося главным конкурентом КВЗ. В апреле нынешнего года Алексей Белых был назначен первым заместителем Ю.Пустовгарова.
В пресс-службе президента Татарстана, сообщил, что во время заседания Совета директоров холдинга, в частности, «обсуждались вопросы оптимизации производственных площадей КВЗ и дальнейшего развития производства композитных лопастей нового поколения».
Юрий Пустовгаров (1964 г.р.) до назначения руководителем КВЗ два года руководил директором Кумертауским авиазаводом, а до этого с 2009 г. по 2016 г. был заместителем премьер-министра правительства Республики Башкортостан, министром промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан. В феврале 2018 г. Пустовгарова пригласили на КВЗ в качестве антикризисного менеджера, и, как считают в аппарате правительства Татарстана, с данной ролью он в целом справился. В частности, приводятся такие цифры по КВЗ: при Пустовгарове накладные расходы сократились более чем на 15%. общехозяйственные расходы – на 17%, а прибыль от продаж в 2018 г. вышла из минуса и на протяжении последних трех лет остается в плюсе. В 2020 г. прогнозируется выручка более 20 млрд. рублей, это почти на 30% превышает данный показатель в 2019 г. Однако с такими показателями Ю.Пустовгарова отправили в отставку и начали «бороться» за «финансовое оздоровление предприятия».
Расчет на ГТЛК
Можно предположить, что Ю.Пустовгаров не смог «раскрутить» программу по увеличению серийного производства легкого многоцелевого вертолета «Ансат», на что рассчитывало руководство холдинга «Вертолеты России» и правительство Татарстана. Можно с большой долей уверенности сказать, что Ю.Пустовгаров не дал этому проекту «рухнуть». Прорыва не произошло, но резкого падения тоже.
На мировом рынке наблюдается большая конкуренция в нише многоцелевых вертолетов с двумя двигателями, а «Ансат» пока не дотягивает по ряду своих характеристик до американских аналогов. Из официальных источников известно, что на КВЗ проводятся работы по модернизации вертолета «Ансат», позволяющие довести его характеристики до уровня мировых образцов. Это шаги в правильном направлении.
Статистика производства вертолетов «Ансат» такова. В 2018 г. КВЗ реализовал 16 штук «Ансатов», а в 2019 г. было изготовлено 12 машин марки «Ансат». В 2019 г. холдинг «Вертолеты России» подписал контракт с КНР на поставку 21 вертолета «Ансат».
В 2019 г. планировали построить не менее 40 легких вертолетов «Ансат». «Национальной службе санитарной авиации» (НССА – это совместный проект госкорпорации «Ростех» и санкт-петербургского вертолетного центра «Хели-драйв») намечалось передать более двух десятков машин «Ансат», а в действительности передали около 10 вертолетов «Ансат» в санитарном варианте.
По линии Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) планируется поставить с 2021 г. по 2023 г. 11 штук вертолетов «Ансат», 33 шт. вертолетов Ми-8 и 2 шт. винтокрылых машин Ми-38. В 2019 г. холдинг «Вертолеты России» подписал контракт с КНР на поставку 21 вертолета «Ансат».
Необходимо сказать, что ГТЛК на 100% принадлежит Министерству транспорта России. Недавно правительством России принято решение объединить ПАО «ГТЛК» и АО «ВЭБ-Лизинг». Речь идет об объединении институтов развития со схожим функционалом. ПАО «ГТЛК» недавно возглавил экс-министр транспорта Евгений Дитрих. АО «ВЭБ-лизинг» создано в 2003 году, с июля 2008 года входит в группу ВЭБ.РФ. Эта компания занимается лизингом общественного транспорта и авиационной техники, дорожной техники и подвижного состава, недвижимости.
Досье сайта
Согласно официальным сообщениям, производственный план КВЗ на 2020 г. предполагает выпуск более 60 вертолетов. Для сравнения приведем статистику выпуска вертолетов в Казани за последние пять лет: 2014 г. – 107 вертолетов, в 2015 г. – 77 штук, в 2016 г. – 70 машин, в 2017 г. – 65 вертолетов. В 2018 г. КВЗ реализовал 52 вертолета (36 штук Ми-8/17 и 16 «Ансатов»). В прошлом 2019 г. на КВЗ, по официальной информации, изготовили 52 вертолета различных моделей.
Выручка ПАО «Казанский вертолетный завод» в 2019 г. сократилась на четверть до 16,1 млрд, руб., а чистый убыток – на 135 млн. руб. до 2,34 млрд рублей, Спад на КВЗ в абсолютном выражении равномерно распределился между внутренним и внешним рынками, которые показали убыль на 3 млрд. руб. до 8,5 млрд. руб. и 2,8 млрд. руб. соответственно.
С 2015 г. на 30%: сократилась численность персонала (это больше 2 тыс. человек).
Отечественные эксплуатанты вертолетной техники отмечают, что объявленные на новые российские вертолеты цены приблизились к ценам западных аналогов, в частности, на вертолет средней грузоподъемности Ми-38.
Юрий Пономарев
На снимке: вертолет «Ансат»
Фото холдинга «ВР»