Противостояние двух проектов легкого многоцелевого самолета под одним названием – «Байкал»

В ходе борьбы за госбюджетные средства проект ООО «Байкал-Инжиниринг» по созданию самолета на замену Ан-2 «победил» разработку предприятия СибНИА им. С.А.Чаплыгина

Проект СибНИА им. С.А.Чаплыгина – ТВС-2ДТС «Байкал»

В декабре 2013 г. руководитель Минпромторговли России Денис Мантуров заявил, что конкурс на выполнение НИОКР на разработку перспективного семейства легкомоторных самолетов для малой авиации проведен. Победителем стал СибНИА, но тогда Денис Валентинович не назвал победителя конкурса. О победителе узнали через пару месяцев уже весной 2014 г. В том же году СибНИА получил деньги на выполнение научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

В первой декаде июня 2018 г. министр Д.Мантуров дал старт подготовительным работам по развертыванию серийного производства нового многоцелевого самолета авиации общего назначения (АОН) ТВС-2ДТС на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ) и пообещал финансирование проекта. Серийное производство новой машин планировалось развернуть в столице Бурятии в 2021-2022 гг., чтобы загрузить местный авиазавод.

Цельнокомпозитный биплан ТВС-2ДТС, который получил наименование «Байкал», создали специалисты Сибирского НИИ авиации (СибНИА) им. С.А.Чаплыгина (входит в состав Национального исследовательского центра (НИЦ) «Институт им. Н.Е. Жуковского», которым руководит Андрей Дутов). Легкая многоцелевая машина совершила первый полет 10 июля 2017 г.

По утверждению разработчиков машины, в конструкции усовершенствованного ТВС-2ДТС реализованы передовые технологии современного авиастроения. Панели, лонжероны и нервюры крыла бипланной схемы изготовлены из композиционного материала – углепластика. Из углепластика сделан фюзеляж и крыло самолета.

Разработка и постройка опытного образца самолета для местных воздушных линий на замену самолету Ан-2 велась коллективом СибНИА более пяти лет по программе развития малой авиации, которую разработало Минпромторговли России. Этот проект вошел, как составная часть, в государственную программу «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», утвержденной правительством. Правительственное распоряжение № 1395-р, посвященное программе по авиации, было опубликовано 28 июля 2014 г.

Необходимо добавит, что на МАКС-2017 о проекте легкого многоцелевого самолета ТВС-2ДТС «Байкал» говорили как об очередном успехе отечественной авиапромышленности, а после МАКС-2019 объявили, что проект закрыт.

Проект ООО «Байкал-Инжиниринг» (УЗГА) – ЛМС «Байкал»

В конце 2019 г. руководство Минпромторговли России объявило, что по итогам вновь проведенного конкурса по разработке легкого многоцелевого самолета (ЛМС) АОН победила дочерняя компания Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) – ООО «Байкал-Инжиниринг» (Улан-Удэ). Необходимо добавить, что УЗГА входит в состав госкорпорации (ГК) «Ростех», которой руководит Сергей Чемезов. Среди причин отказа от проекта ТВС-2ТДС указывалась, что у машины СибНИА имеется значительная доля зарубежных комплектующих, что применение композитов в планере самолета, затруднит ремонт планера самолета в процессе эксплуатации на небольших аэродромах, расположенных в глубинке, и не соответствие ряду требований действующих норм летной годности.

Руководство УЗГА решило, что для реализации проекта по разработке легкого многоцелевого самолета (ЛМС) на замену Ан-2 необходимо создать дочернюю компанию – ООО «Байкал-Инжиниринг». Юридически компания «Байкал-Инжиниринг» закреплена в Улан-Удэ, тогда как фактическим местом нахождения сотрудников «молодого» КБ является Москва.

Сейчас проект по созданию ЛМС «Байкал» оценивается в 4,5 млрд. руб. включая типовую сертификацию. Минпромторговли заключил с ООО «Байкал-Инжиниринг» в 2019 г. контракт на первый этап работ по созданию ЛМС на сумму 1,25 млрд. руб. Согласно подписанному контракту, первый опытный образец перспективного самолета АОН, предназначенный для статических испытаний, должен быть изготовлен к декабрю 2020 г. Начало летных испытаний ЛМС запланировано на середину 2021 г., а сертификация машины намечена на 2022 г. Заметим, что статиспытания планера ЛМС собираются проводить в МАИ.

Требования к ЛМС заданы Минпромторговли России такие: расчетная крейсерская скорость полета не менее 300 км/ч; расчетная практическая дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой 2 т и аварийным навигационным запасом (АНЗ) на 45 минут полета – не менее 1,5 тыс. км; максимальный взлетный вес – 4800 кг; пассажировместимость 9 человек (по требованиям ФАП с возможностью увеличения в будущем до 12 мест).

Конструкция планера самолета должна состоять из материалов на основе алюминиевых сплавов, обеспечивающих ремонтопригодность самолета в полевых условиях и безангарное хранение.

Еще одно требование  министерства – целевая стоимость самолета при серийном производстве не должна превышать 120 млн. руб. в ценах 2020 г., а целевая себестоимость эксплуатации самолета в пересчете на летный час (без учета стоимости владения) – не более 30 тыс. руб.

Компромисс или история со значительным продолжением

В проекте по созданию ЛМС предполагается участие ряда партнеров, в частности, НИЦ им. Н.Е.Жуковского, а также ряда предприятий отрасли. Одним из возможных участников проекта является Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ). Можно предположить, что руководству Бурятии не столь важно, кто разрабатывает самолет. Самое главное загрузить производство на У-УАЗ, т.к. в течение последних лет сокращаются объемы заказов на основную продукцию предприятия – вертолеты марки «Ми». Однако в это верится с трудом, т.к. УЗГА необходимо загрузить в первую очередь собственный завод заказами.

Необходимо сказать, что в УЗГА работают над созданием турбовинтового двигателя (ТВД) ВК-800С, который собираются установить на ЛМС. Перспективный ТВД ВК-800 – это силовая установка, создаваемая в компании «Климов» «с чистого листа» в течение последние 20 лет. Разработка ВК-800 в версии для установки на вертолетах (с литерой «В») началась в начале 2000-х годов. Испытания двигателя ВК-800В на стенде стартовали в начале 2008 г., а в середине того же года был сделан второй опытный образец ВК-800В. В 2018 г. планировалось начать летные испытания перспективного отечественного ТВД. Базовая версия ВК-800С для установки на самолетах, согласно данным компании «Климов», имеет массу около 140 кг, длину порядка 1 м и мощность около 800 л.с. (взлетный режим).

На протяжении длительного времени финансирование проекта по ТВД ВК-800 велось за счет собственных средств компании «Климов», а также незначительных, по утверждению разработчиков, бюджетных средств. Необходимо сказать, что в проекте вместе с АО «ОДК-Климов», которое входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), а ОДК ходит в состав ГК «Ростех», принимает участие Уфимское машиностроительное производственное объединение (УМПО), где изготавливаются отдельные элементы газогенератора и планируется развернуть серийное производство ВК-800. Также в создании двигателя принимают участие научно-производственный центр «ЛКТ», компании «Авиационные редукторы и трансмиссии - Пермские моторы», «Металлист - Самара», Омское моторостроительное конструкторское бюро, УНПП «Молния» и др.

Отметим, что на машине ТВС-2ТДС установлен американский ТВД Honeywell TPE331-12UAN мощностью 1100 л.с. В России ТВД, аналогичного TPE331-12UAN, пока не создано.

С трудом верится в то, что самолет, созданный в УЗГА, будет через пять-шесть лет перевозить пассажиров и грузы в отдаленных районах России, что на замену легендарной машине Ан-2 придет новый современный самолет АОН. Можно предположить, что будет упущено время и потрачены деньги, а затем начнут закупать самолеты АОН аналогичного класса и назначения за рубежом, чтобы хоть как-то выйти из критического положения из-за списания самолетов-ветеранов.

 

Юрий Пономарев

На снимке: самолет ТВС-2ТДС

Фото пресс-службы СибНИА