Перспективы развития серийного производства вертолета Ми-38

Согласно прогнозам, в ближайшие годы темп серийного  производства вертолета Ми-38 на КВЗ составит 3-4 машины в течение года.

4 сентября 2020 г,  в Казани был продемонстрирован первый построенный для Специального летного отряда (СЛО) «Россия» Управления делами президента России вертолет Ми-38 повышенной комфортности. СЛО «Россия» должен получить первые два вертолета Ми-38VIP до конца 2020 г.

Стоит сказать, что в конце 2019 г. Казанский вертолетный завод (КВЗ) получил для гражданской версии винтокрылой машины Ми-38 дополнение к сертификату типа в части салона повышенного комфорта, которая позволяет в VIP-варианте перевозить от восьми до 12 пассажиров.

Во время недавно прошедшего в Кубинке форума «Армия-2020» холдинг «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех») заключил контракт с Минобороны РФ на поставку двух вертолетов Ми-38VIP с салоном повышенной комфортности. Во время выставки стало известно, что в нынешнем году Казанский вертолетный завод построил и передал Минобороны третий транспортный вертолет Ми-38Т.

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский во время передачи первой машины Ми-38VIP заказчику в начале 2020 г. заявил, что прогнозируемая потребность потенциальных покупателей в Ми-38 до 2030 г. составляет более 100 машин и что Казанский вертолетный завод способен в течение года выпускать не менее 12 вертолетов Ми-38.

По заявлению руководства КВЗ, на сегодняшний день подписано несколько контрактов на поставку нового отечественного вертолета средней грузоподъемности Ми-38. Всего в портфеле заказов КВЗ имеется более 15 твердых и около 70 «мягких» заказов на машину Ми-38. Информации о крупных твердых заказах на винтокрылую машину Ми-38 со стороны коммерческих авиакомпаний пока не имеется. Хотя, как достижение сообщается, что в 2020 г. подписан первый контракт на Ми-38 с зарубежным заказчиком. Однако количество заказанных вертолетов не указывается.

Для повышенного интереса к вертолету Ми-38 в первую очередь необходимо довести ресурс установленного на машине двигателя ТВ7-117В до 6 тыс. часов. Сейчас ресурс мотора составляет около 3 тыс. часов. Статистика показывает, что в последние годы из-за кризиса в нефтяной отрасли на мировом рынке значительно уменьшился спрос на винтокрылые машины, аналогичные Ми-38.

Можно уверенно предположить, что в ближайшие годы темп производства вертолета Ми-38 на КВЗ составит 3-4 машины в течение года.

Досье сайта

Разработка вертолета средней грузоподъемности Ми-38 началась в СССР в середине 80-х годов прошлого столетия. Первый летный экземпляр Ми-38, оснащенный канадскими двигателями PW127/TS, поднялся впервые в воздух 22 декабря 2003 г., а второй – 22 ноября 2010 г. Прототип вертолета Ми-38 с новыми отечественными двигателями ТВ7-117В, получивший обозначение Ми-382, впервые был продемонстрирован на статической стоянке на МАКС-2011. Вначале машина Ми-38 была сертифицирована в грузовой версии в конце декабря 2015 г. 10 января 2018 г. было официально сообщено о запуске серийного производства вертолета Ми-38 на КВЗ.

Вертолет Ми-38 предназначен для перевозки 30 пассажиров или грузов массой 5-6 т в грузовой кабине. Максимальная масса груза, перевозимого на внешней подвеске, может составлять до 7 т. Крейсерская скорость полета – 280 км/ч. Практический потолок – около 6 км.

Эксперты считают, что рынок для Ми-38 будет объективно меньше, чем для менее грузоподъемного вертолета Ми-8/17/171, но рыночная ниша для новой «милевской» машины есть. Сейчас «Вертолеты России» ориентируются в отношении Ми-38 на рынок стран Азии.

 

Юрий Пономарев

Фото автора