Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В прошедшем 2019 г. суммарный выпуск военных самолетов в России составил около 80 штук
Поставки для Минобороны России легких военных самолетов
В прошлом году на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) построили первый серийный истребитель пятого поколения – машину Су-57 (Т-50). 24 декабря 2019 г. первый серийный истребитель Су-57 (Т-50С-1) на завершающем этапе приемо-сдаточных испытаний потерпел крушение. Машину испытывал заводской летчик-испытатель Алексей Горшков. Он смог успешно катапультироваться из падающей машины. Позднее его вывезли из тайги на вертолете аварийно-спасательного отряда авиазавода им. Ю.А.Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.
Самолет с бортовым № 01 «синий» (заводской № 51001) предназначался для передачи в пятницу 27 декабря 2019 г. в торжественной обстановке 23-му истребительному авиаполку, базирующемуся на заводском аэродроме Дземги в Комсомольске-на-Амуре.
В августе 2018 г. на Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» в Кубинке Минобороны России и ПАО «Компания «Сухой» подписали контракт на поставку в Воздушно-космические силы (ВКС) России первых двух серийных истребителей пятого поколения Су-57 (машин Т-50С-1 и Т-50С-2) с двигателями «первого этапа» (АЛ-41Ф1) с поставкой по одной машине в 2019 г. и 2020 г.
В мае 2019 г. президент В.Путин объявил, что сделана корректировка госпрограммы вооружений на 2018-2027 гг., в соответствии с которой будет увеличено количество закупаемых истребителей пятого поколения Су-57 (программа ПАК ФА) с 16 до 76 машин в период по 2027 г., чтобы ими вооружить три авиаполка.
В 2019 г. на КнААЗ продолжалось изготовление истребителей Су-35С в рамках контракта на строительство 50 машин Су-35С для Министерства обороны России. Срок выполнения контракта – 2020-й год. План поставки на 2019 г. для ВКС России составил 10 истребителей поколения 4++ Су-35С.
Иркутский авиазавод (ИАЗ) в прошлом году изготовил приблизительно 12 машин Су-30СМ для Минобороны России. Многофункциональный истребитель Су-30СМ является адаптированной под требования Минобороны России версией серийно выпускаемого на ИАЗ истребителя Су-30МКИ, который в разных модификациях поставлялся на протяжении многих лет за рубеж (Индию, Алжир, Малайзию и др.).
Новосибирский авиазавод (НАЗ) им. В.П.Чкалова передал российским военным в 2019 г. 16 многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-34. В 2020 г. Новосибирскому авиазаводу предстоит построить завершающую партию машин Су-34. После чего многолетний контракт с Минобороны России будет выполнен. По подсчетам независимых экспертов, на декабрь 2019 г. общее количество Су-34, построенных для российских военным по всем контрактам, включая семь опытных и предсерийных образцов, достигло свыше 130 единицы.
Контрактов на Су-34 с зарубежными странами пока нет. Сейчас компания «Сухой», недавно объединившаяся с РСК «МиГ», ведет работы по модернизации Су-34 после того, как машина прошла проверку в боевых условиях в Сирии. На НАЗ уже началось сокращение кадров из-за отсутствия крупных заказов на Су-34.
С прошлого года НАЗ им. В.П.Чкалова начал участвовать в производственной цепочке в рамках кооперации с Казанским авиазаводом по изготовлению модернизированных сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-160М2.
В прошлом году руководство Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» официально заявило, что корпорация планирует передать ВКС России шесть первых серийных истребителя МиГ-35 в 2019 г.
В настоящее время Минобороны России фактическ5и поддерживает только три серийные закупочные программы в области боевой авиации (машины Су-30СМ, Су-34 и Су-35С), причем годовые темпы закупок по ним несколько снижаются. Суммируя, получаем, что в прошедшем году для Минобороны России было построено около 35 тяжелых и легких истребителей.
Экспортные поставки легких военных самолетов
В 2019 г. Иркутский авиазавод продолжал работы в рамках контракта с Индией на поставку комплектующих для истребителей Су-30МКИ. Сейчас выполнение контракта находится на 4-й заключительной стадии.
В Индию поставляются только материалы, полуфабрикаты, отдельные заготовки и двигатели. Практически полный цикл постройки истребителей Су-30МКИ осуществляется на предприятиях индийской корпорации ХАЛ. Поставки в рамках контракта предполагается завершить в 2020 г. Всего по лицензии в Индии должно быть собрано 222 самолета Су-30МКИ.
В 2019-2020 гг. Военно-воздушные силы Индонезии должны получить 11 заказанных в России истребителей Су-35 тремя партиями по две, четыре и пять единиц. Контракт оценивается экспертами в $1 млрд. Первые две машины должны были прибыли в Индонезию в осенью 2019 г., остальные девять самолетов должны быть поставлены в 2020 г.
В конце 2019 г. на вооружение Вооруженных сил Армении поступили из России четыре истребителя Су-30СМ, построенные на авиазаводе в Иркутске.
Также в прошлом году несколько машин Су-30СМ были поставлены в Казахстан. Всего, по неофициальной информации, Минобороны Казахстана планирует приобрести до 36 самолетов Су-30СМ.
В 2019 году были запланированы поставки первой партии истребителей Су-30СМ, состоящей из четырех машин, для Минобороны Белоруссии. Беларусь будет покупать у России по четыре машины в год (поставка 12 машин рассчитана на период 2019-2021 гг.).
В 2019 г. на ИАЗ началась сборка истребителей Су-30СМ, предназначенных для поставки в Мьянму, заявил главнокомандующий Вооруженных сил этой страны старший генерал Мин Аунг Хлайн. Необходимо сказать, что Россия и Мьянма в 2018 году заключили контракт на поставку шести истребителей Су-30СМ.
Еще в 2017 г. начались поставки истребителей МиГ-29М/М2 ВВС Египта. Сумма контракта на поставку 46 боевых машин МиГ-29М/М2 оценивается экспертами приблизительно в 2 млрд $. Вся партия истребителей МиГ-29М/М2 должна быть передана до 2020 г. Средний темп поставок, видимо, составил 5-6 самолетов МиГ-29М/М2 в 2017 г. и по 19-20 штук в год на протяжении 2018 г. и 2019 г.
В январе 2019 г. Россия поставила в Лаос четыре учебно-боевых самолета (УБС) Як-130. Как заявили в Минобороны России, техника уже полностью оплачена. Это была первая часть партии из десяти заказанных Лаосом машин Як-130. Общая стоимость закупки, по подсчетам экспертов, составляет порядка $300 млн.
В 2019 г. контракт на поставку 12 УБС Як-130 на сумму в $ 350 млн. подписал с Россией Вьетнам. Предполагается, что поставка Як-130 во Вьетнам начнется в 2020 г.
Россия на начало 2019 г. заключила контракты на поставку порядка 100 самолетов Як-130, сообщил журналистам в марте 2019 г. на выставке в Лангкави (Малайзия) представитель «Рособоронэкспорта» Сергей Горбенко.
Суммируя все поставки на экспорт в 2019 г., получаем приблизительно 50 боевых самолетов. Для сравнения: в 2018 г. поставки на экспорт составили немногим более 30 машины. В итоге получаем, что производство в рамках гособоронзаказа и на экспорт в 2019 г. составило немногим более 80 боевых машин.
Для сравнения: в 2016 г. в рамках гособоронзаказа и на экспорт построили 94 военных самолета, а в 2017 г. – немногим более 90 боевых машин.
Юрий Пономарев
Фото ОАК