Итоги работы гражданского сектора самолетостроения России в 2019 г.

 

В прошедшем 2019 году производство пассажирских и транспортных самолетов на отечественных авиазаводах суммарно составило всего около 20 машин отечественной разработки

Авиазавод в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ)

Больше всех самолетов гражданского назначения построено на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) – 18 машин марки «Суперджет-100» (SJ-100).

В начале 2019 г. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планировала поставку в отечественные авиакомпании 15 новых серийных «Суперджетов». Реально до конца года было поставлено менее десяти штук SJ-100: новые самолеты получили авиакомпании «Ямал», «Азимут» и «Северсталь».

Авиакомпания «Северсталь» получила в конце 2019 г. первую машину с горизонтальными законцовками крыла. 6 декабря прошлого года Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта) одобрила изменение «Внедрение горизонтальных законцовок крыла» к сертификату типа SJ-100 (модель RRJ-95B-100), дав тем самым «зеленый свет» серийному производству и эксплуатации усовершенствованной модели регионального авиалайнера.

В начале осени 2018 г. ПАО «Аэрофлот» и АО «ГСС» (входит в госкорпорацию «Ростех» в составе ПАО «ОАК») подписали соглашение на поставку 100 самолетов SJ-100 «Аэрофлоту». Первые «Суперджеты» (пять штук) в рамках этого соглашения стали поступать в авиакомпанию «Аэрофлот» через госкорпорацию развития «ВЭБ. РФ» только в январе наступившего 2020 г. Весь контракт должен быть реализован до 2026 г.

Однако в целом компания «ГСС» не смогла выполнить годовой план продаж самолетов SJ-100, который составлял около 20–25 машин. Из отчетности компании «ГСС» следует, что в течение 2019 г. руководство компании скорректировало планы и остановилось на 16 региональных машинах.

В начале 2017 г. руководство компании «ГСС» заявило, что в 2017-2019 гг. планируется поставлять до 40 самолетов SJ-100 ежегодно. Официально руководителями компании «ГСС» утверждалось, что около 35 машин будут приходиться на новые воздушные суда, а 5 на ресурсные, т.е. побывавшие в эксплуатации. Однако в конце 2017 г. министр Денис Мантуров сказал, что возглавляемое им Министерство промышленности и торговли сокращает производственные планы по SJ-100 на ближайшие годы. В 2019 г. выяснилось, что вновь приходиться снижать планку производственного плана для дальневосточного авиазавода.

Иркутский авиазавод (ИАЗ)

В прошедшем году на Иркутском авиазаводе (ИАЗ), входящем в состав корпорации «Иркут», был построен четвертый летный образец перспективного ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21-300 (машина № 21006), который впервые поднялся в воздух 25 декабря 2019 г.

Сейчас в ИАЗ ведется сборка пятого летного образца самолета МС-21-300 (№ 21007). Постройку авиалайнера собираются завершить в первом квартале 2020 г. На этой машине будут установлены два отечественных двигателя ПД-14. На двигатель ПД-14 был выдан Росавиацией сертификат типа в октябре 2018 г. Всего в программе сертификационных испытаний МС-21-300 предполагается задействовать пять летных образцов, которые до середины 2021 г. должны суммарно совершить 1700 испытательных полетов.

Ульяновский авиастроительный комплекс «Авиастар-СП»

По заявлению генерального директора ПАО «Ил» Юрия Грудинина, в 2019 г. на «Авиастаре» было запланировано построить три серийных военно-транспортных самолет (ВТС) Ил-76МД-90А. Построили только одну машину. Постройка четвертой серийной машины Ил-76МД-90А (заводской № 0203) была завершена в сентябре. До конца 2019 г. должны были выкатить из цеха окончательной сборки еще две новые машины (заводские №№ 0204 и 0205). В конце декабря 2019 г. в пресс-службе компании «Ильюшин» подтвердили задержку с передачей двух Ил-76МД-90А на Летно-испытательную станцию авиазавода по причине «незавершенности испытаний ряда новых покупных комплектующих, используемых в составе самолетов». Пресс-служба компании сообщила, что изготовление этих двух самолетов будет завершена в первом квартале 2020 г.

Следует сказать, что в октябре 2019 г. на Ульяновском авиазаводе была запущена в эксплуатацию автоматизированная поточная линия сборки самолетов Ил-76МД-90А

Казанский авиазавод им. С.П.Горбунова (КАЗ)

В 2019 г. на Казанском авиазаводе велась постройка двух машин для специального летного отряда (СЛО) «Россия». В марте 2017 г. на сервере, предназначенном для раскрытия корпоративной информации, было размещено решение Совета директоров ОАК об утверждении договоров между ОАК и госкорпорацией «Ростех» о поставках трех самолетов семейства Ту-214. Госкорпорация «Ростех» должна передать авиалайнеры Ту-214 Управлению делами президента России. Согласно документу, цена контракта составляет 13,6 млрд руб. Договор должен быть выполнен в 2019 г. Планировалось, что первая машина будет готова в конце 2018 г. а постройка остальных двух окончена в 2019 г. По официальной информации, первый Ту-214 из этой партии был выкачен из сборочного цеха осенью 2018 г. В воздух самолет Ту-214ПУ (заводской № 44811031, серийный № 531, регистрационный № RA-64531) подняли 28 декабря 2018 г. Этот самолет специального назначения, по неофициальной информации, является первым из трех машин, строящихся для Специального летного отряда (СЛО) «Россия» Управления делами президента Российской Федерации.

Суммарно с 1989 г. по декабрь 2017 г. построено свыше 80 самолетов семейства Ту-204/214, из них свыше 40 машин находится в эксплуатации. В феврале прошлого года заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что Минобороны России рассматривает вопрос о замене всех самолетов Ту-154, принадлежащих военному ведомству, на новые авиалайнеры Ту-214, которые строятся только на Казанском авиазаводе.

Согласно неофициальной информации, в 2019 г. на Казанском авиазаводе им. С.П.Горбунова был построен (условно) только один самолет семейства Ту-214 – вторая машина из партии в три Ту-214ПУ.

Воронежский авиазавод (ВАСО)

Завершение изготовления двух авиалайнеров Ил-96-300 (регистрационные №№ RA-96024 и RA-96025) для президентского авиаотряда перенесено с 2019 г. на 2020 г.

В Воронеже планировали построить 2019 г., но не получилось, опытный образец авиалайнера Ил-96-400М. Достроят, как сейчас заявляют, только в 2020 г., а летные испытания начнут в 2021 г.

В 2017 г. стоимость программы глубокой модернизации Ил-96-300 в вариант Ил-96-400М оценивалась приблизительно в 53 млрд. руб. Из них 10 млрд. руб. намечалось выделить на опытно-конструкторские работы, 1,5 млрд. руб. – на техническое перевооружение ВАСО и предприятий кооперации, 42 млрд. руб. – на докапитализацию лизинговой компании, которая выступит заказчиком этих машин. Руководство ОАК заявило, что до 2025 г. намечено строить дальнемагистральный авиалайнер с темпом два – два с половиной самолета семейства Ил-96 в год. Шесть серийных Ил-96-400М предполагается сдать в 2021, 2022, 2023 и 2024 гг. Для обновленного самолета планируется оформить дополнение к сертификату типа на Ил-96-300.

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М.Бериева (ТАНТК)

Летом 2018 г. генеральный конструктор ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» Юрий Грудинин, заявил, что «сейчас на авиазаводе заложено пять самолетов Бе-200 для Минобороны России». В 2019 г. планировалось передать заказчику – Морской авиации ВМФ России – первый самолет-амфибию Бе-200 (№ 311). Но до31 декабря 2019 г. эта машина так и не поднялась в воздух.

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА)

Генеральный директор Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) Вадим Бадеха в 2018 г. сообщил СМИ, что до 2020 г. предприятие поставит гражданским перевозчикам около 40 самолетов для местных авиалиний (МВЛ) L-410 лицензионной сборки. В частности, в 2019 г. правительством России было предусмотрено выделение денег в размере 1,7 млрд. руб. для закупки четырех самолетов местных воздушных линий (МВЛ) L-410 российской сборки через Государственную транспортную лизинговую компанию. Также 1 млрд. руб. на приобретение L-410 собирались привлечь из внебюджетных источников.

Программа по поставкам отечественным авиакомпаниям самолетов МВЛ L-410 крупноузловой лицензионной сборки на Урале осуществляется через механизм финансового лизинга ГТЛК с 2016 г. Программа контролируется правительством России и была разбита на три этапа. Ранее сообщалось, что общий объем закупок через ГТЛК самолетов L-410 по трехэтапной программе составит 14 машин.

В конце декабря 2017 г. заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что для нужд российской армии планируется закупить на УЗГА 18 самолетов L-410 в ближайшие годы. В 2019 г. планируется собрать по лицензии 18 самолетов L-410, а в 2020 г. – 20 машин. Подтверждения поставки 18 собранных в УЗГА в 2018 г. пока не поступало.

Итоги

Необходимо отметить, что в обзоре учитываются только самолеты гражданского и двойного назначения, а также машины транспортной авиации.

Суммарно на отечественных авиазаводах, входящих в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в 2018 г. было построено 38 самолетов гражданского и двойного назначения, а также транспортного назначения, способных подняться в воздух. Для сравнения: в 2017 г. было построено немногим более 40 (точнее – 41 штука) пассажирских и транспортных самолетов. Руководство Минпромторговли России заявляло в начале 2019 г., что в прошедшем году запланировано поставить заказчикам 104 самолета, в том числе 24 гражданских машин. Самолеты L-410 лицензионной постройки в расчет не брались.

Юрий Пономарев

 

Фото ОАК