Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Вертолет Ка-60 заказан Минобороны России в рамках ГПВ-2020, но вначале ОАО «Камов» должно осуществить значительный объем работ по доработке винтокрылой машины
Впервые за двадцать лет существования авиасалонов в Жуковском на МАКС-2011 не был показан натурный экземпляр вертолета Ка-60/62 – многоцелевой машины, которая разрабатывается ОКБ им. Н.И. Камова более 25 лет.
По официальной информации, военный вертолет Ка-60 фигурирует в Государственной программе вооружений на 2011-2020 гг. (ГПВ-2020), однако нет точных данных, сколько машин Ка-60 заказали военные. Одни источники утверждают, что около 100, другие ставят это число под сомнение, так как работы по вертолеты Ка-60 идут в вялотекущем режиме, а поэтому изготовить и испытать усовершенствованную версию, а затем, развернув серийное производство, построить сто штук к 2020 г. маловероятно. Видимо, работы по проекту Ка-60 не являются приоритетными ни для холдинга «Вертолеты России», ни для Минобороны.
Больше ясностей имеется с реализацией проекта по разработке гражданской версии вертолета Ка-60 – машины Ка-62. Отвергнув отечественные двигатели РД-600В (мощностью 1300 л.с.), разработанные в НПО «Сатурн», разработчики винтокрылой машины решили устанавливать на Ка-62 французские двигатели «Ардиден 3G» (мощностью 1640 л.с.) компании «Турбомека», что неприемлемо в настоящее время для Минобороны России. Стоит заметить, что эти требования отечественных военных могут кардинально измениться.
Во время проходившей в мае в столице выставки «ХелиРаша-2011» вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России» подписал контракт с компанией «Турбомека» на поставку 40 двигателей «Ардиден 3G» для вертолета Ka-62. Первая поставка заказанных двигателей для «Вертолетов России» должна произойти в течение двух лет (2012-2013 гг.). Всего в рамках соглашения будет заказано 308 двигателей «Ардиден 3G».
По заявлению генерального директора ОАО «Вертолеты России» Дмитрия Петрова, сделанного незадолго до открытия МАКС-2011, «начало серийного производства Ка-62 на авиазаводе в Арсеньеве запланировано на 2013 г., а первые поставки вертолета Ка-62 для гражданских заказчиков намечены на 2014 г.». Дмитрий Евгеньевич сообщил, что в настоящее время на авиазаводе «Прогресс» в Арсеньеве (Приморский край) начато строительство первого летного образца вертолета Ка-62, на котором будут установлены французские газотурбинные двигатели (ГТД) «Ардиден 3G». Вертолет Ка-62 планируется сертифицировать как по российским, так и по европейским авиационным правилам.
По мнению экспертов, на работы по постройке и испытанию Ка-62 с французским двигателем потребуется не менее двух-трех лет, т.е. начало летных испытаний Ка-62 с ГТД «Ардиден 3G» следует ожидать не ранее середины 2014 г.
Досье сайта
Ка-60 «Касатка» – средний многоцелевой вертолет, предназначенный для перевозки десанта, оружия, боеприпасов, эвакуации раненых, а также разведки, патрулирования, поисково-спасательных работ, обучения пилотов.
Первый полет прототипа вертолета Ка-60 – машины с бортовым № 601, состоялся в декабре 1998 г., второй опытный экземпляр – машина с бортовым № 602 (разрушенная при аварийной посадке 23 июня 2010 г.) – поднялась в воздух в сентябре 2007 г.
Юрий Пономарев
Фото ОАО «Камов»