Особенности нынешнего состояния отечественной авиапромышленности

Вечером 17 октября 2019 г. в своей резиденции в Ново-Огареве президент Владимир Путин провел совещание по вопросу финансового оздоровления предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК)

Ранее это мероприятие не анонсировалось пресс-службой Кремля. Судя по фотографии, распространенной пресс-службой президента, на совещании присутствовали министр обороны Сергей Шойгу, руководитель Минпромторговли Денис Мантуров, генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов, также курирующий оборонку вице-премьер Юрий Борисов, помощник президента Андрей Белоусов, руководитель Минэкономразвития Максим Орешкин и др.

Информация о встрече В.Путина и С.Чемезова в июле нынешнего года, на которой руководитель «Ростеха» отчитался о работе предприятий госкорпорации за прошедший год и одновременно внес предложение о списании с предприятий ОПК долгов на 700 млрд. руб., прошла без комментариев в большинстве отечественных СМИ, которые в основном сообщают об успехах ОПК (новых танках, ракетах, самолетах и т.п.). Комментарии в СМИ были, но в основном о положительных результатах, достигнутых руководством госкорпорации по финансовому оздоровлению ряда предприятий, входящих в «Ростеха».

Однако проблема никуда не делась за прошедшие три месяца. В третьей декаде сентября нынешнего года в Ижевске проходил 2-ой Всероссийский форум оружейников, на котором президент В.Путин призывал провести масштабную диверсификацию производства ОПК, которая должна быть системной и последовательной. В.Путин поставил задачу: «Увеличить к 2025 г. долю гражданской продукции до 30 % от общего объема производства ОПК, а к 2030 г. – до 50 %». Диверсификацию надо проводить не мешкая, так как «Пик поставок вооружения в рамках гособоронзаказа в целом пройден», – сообщил президент.

В сообщении пресс-службы о совещании в Ново-Огареве сказано, что выступая на вечернем совещании, президент заявил: «Высокая закредитованность оборонных организаций, мешает производству высокотехнологичной гражданской продукции». По словам президента, в высокотехнологичной продукции ОПК в первую очередь нуждаются медицинская и строительная отрасли, а также сферы телекоммуникации и переработки мусора.

Не буду говорить о проблемах различных отраслей, связанных с ОПК, акцентирую внимание на отечественном авиастроении, которое окружают мифы.

Миф первый – предприятия авиастроения загружены заказами. Куратор интеграции Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) в «Ростех» Анатолий Сердюков, проведя прошедшим летом в поездках по авиазаводам, заявил, что многие промышленные производства в авиапроме годами «не загружены даже на 50%, а некоторые и ниже».

Ряд подтверждений этому факту – обсуждение вопроса о предстоящем перепрофилировании Новосибирского авиазавода им. В.П.Чкалова; увольнение около 1200 работников на Арсеньевском авиазаводе (Приморский край), где выпускают вертолеты марки «Ка», и сокращение кадров в ЛИЦ им. В.К.Коккинаки компании «Ильюшин» Жуковский) и др.

Миф второй – авиапромышленность передовая отрасль. Все тот же жесткий и прагматичный экономист Анатолий Сердюков заявил о потере конкурентоспособности авиастроения и «безумных деньгах», потраченных на замещение технологий 50-летней давности в рамках кампании по импортозамещению, не уделяя должного внимания сохранению текущего производства и поддержанию имеющейся техники. Также Анатолий Сердюков на рабочем заседании Госдумы по правовому обеспечению развития организаций и предприятий ОПК заявил о завышении цен на продукцию российских авиапредприятий. «Сумасшедшие издержки ложатся на небольшой объем продукции, который мы выпускаем. Стоимость у нас более завышенной получается, чем аналоги зарубежные. Я про качество даже не говорю, потому что отработать качественно на маленьких объемах практически невозможно», – сообщил А.Сердюков.

Миф третий, но не последний – предприятия авиастроения нуждаются в большом количестве кадров, которые ждет достойная нынешнему прожиточному уровню оплата труда.

В ближайшие пять в плановом порядке будут снижаться объемы закупок военной авиационной техники. Военный сектор авиастроения в основном держится на гособоронзаказе. Продукция гражданского сектора отечественной авиапромышленности устойчивым и большим спросом на мировом рынке не пользуется. Емкость внутреннего рынка авиатехники гражданского назначения весьма ограничена. Бюджеты авиационных НИИ на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ каждый год проходят через секвестр в сторону уменьшения.

Проблема из проблем: как в условиях застоя в экономике финансово оздоровить ОПК, когда «оздоровление» необходимо всей стране, всем сферам жизни в России.

Юрий Пономарев

 

Фото ОАК