ОДК и новые проекты вертолетных двигателей

 

В прошедшем сентябре общественность проинформировали, что началась разработка трех новых отечественных двигателей для вертолетов

В сентябре 2019 г. заместитель генерального директора - генеральный конструктор АО «Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)» Юрий Шмотин впервые заявил в СМИ, что на предприятиях, входящих в состав корпорации, ведется разработка перспективных авиационных двигателей ВК-650В, ВК-1600В и ПДВ-4000 для отечественных вертолетов.

Создание турбовальных двигателей (ТВД) ВК-650В и ВК-1600В ведется, чтобы осуществить импортозамещение. ТВД ВК-650В планируется установить на легком многоцелевом вертолете Ка-226, а второй двигатель ВК-1600В предназначен для винтокрылой машины средней грузоподъемности Ка-62. Сейчас на этих вертолетах стоят ТВД зарубежного производства.

Двигатель ПДВ-4000 создается для перспективного скоростного вертолета (ПСВ). По словам Ю.Шмотина, «программа ПДВ вначале реализовывалась как комплекс мер в обеспечение создания на базе двигателя ВК-2500 новой силовой установки для скоростного вертолета». Ю.Шмотин сообщил, что этот проект больше года назад переконфигурировали. Сейчас проект называется ПДВ-4000. В рамках проекта разрабатывается двигатель нового поколения в классе мощности 4000-5000 л.с.

Особо хочу выделить проект по ТВД ВК-1600В для машины Ка-62. Судя по обозначению, разработка перспективного мотора мощностью 1600 л.с. ведется санкт-петербургским АО «ОДК-Климов». Стоит напомнить, что разработка вертолета Ка-60/62 началась в середине 80-х годов прошлого столетия. Первый полет военного варианта вертолета – машина Ка-60 совершила в декабре 1998 г. Для вертолета Ка-60/62 в 1988 г. специально был сконструирован в ОАО РБКМ («Рыбинские моторы») и изготовлен в НПО «Сатурн» (куда входит РБКМ) двигатель РД-600В мощностью 1300 л.с. (на чрезвычайном режиме – 1550 л.с.). Двигатель РД-600В был сертифицирован Авиарегистром МАК в декабре 2003 г.

В конце десятых годов нынешнего столетия руководство ОДК, (входит в состав госкорпорации Ростех) решило оснастить гражданский вариант вертолета – машину Ка-62 французским двигателем Ardiden 3G. Теперь решили, что для вертолета Ка-62 необходим отечественный мотор.

Давно нет никакой информации о том, что происходит с проектом двигателя РД-600В, хотя на сайте НПО «Сатурн» этот двигатель обозначен как успешное изделие компании. Можно с большой долей уверенности предположить, что финансирование проектов по всем трем перспективным ТВД будет вестись в основном из госбюджета.

Напрашивается аналогия с разработанными и сертифицированными авиалайнерами Ту-334 и Ту-204СМ. На разработку этих двух машин были израсходованы десятки миллиардов рублей из российского госбюджета, а после получение сертификатов проекты были закрыты.

Юрий Пономарев

 

Фото пресс-службы ОДК