Крупный заказ Минобороны России на ЗРК «Тор»

В третьей декаде сентября в Ижевске проходил 2-ой Всероссийский форум оружейников

Изначально было заявлено, что главной темой 2-го Всероссийского форума оружейников станет обсуждение вопросов, связанных с увеличением объемов выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения.

Однако, судя по комментариям в федеральных СМИ, одними из основных были дискуссии, связанные с производством оружия. Особо подчеркивалось, что кульминационным событием Форума стал приезд президента Владимира Путина, который провел заседание Военно-промышленной комиссии. Другим кульминационным событием стало подписание контрактов Ижевского электромеханического завода (ИЭМЗ) «Купол» с Минобороны России на поставку в войска дивизионных комплектов зенитных ракетных комплексов «Тор-М2» и «Тор-М2ДТ» в период с 2019 г. до 2027 г. Общая сумма двух контрактов составила почти 100 млрд. руб.

В своем выступлении В.Путин, в частности, сказал «диверсификация производства ОПК должна быть системной и последовательной. Только так можно достичь намеченной цели – увеличить к 2025 г. долю гражданской продукции до 30 % от общего объема производства ОПК, а к 2030 г. – до 50 %. Это амбициозная цель, это непростая задача к решению. Но именно такая амбициозная задача не просто поставлена, не просто нарисована на бумажке – она продиктована требованиями времени и, уверен, общими усилиями обязательно будет решена».

Прочитав это заявление нашего президента, стал вспоминать, что нечто похожее уже не однократно читал и слышал давно, и вспомнил высказывания о конверсии другого нашего президента – Михаила Горбачева.

За три десятилетия многое изменилось. Тогда командно-административная система «перезрелого социализма» ни шатко ни валко еще работала, ныне «построен» такой госкапитализм, при котором зарабатывают не на равной конкуренции, а на отношениях и доступности к первым лицам и «дружбе» с силовыми структурами. Конверсия при М.Горбачеве проводилась в условиях, когда был гигантский избыток мощностей в отечественном ОПК. Сейчас в России практически нет избыточных мощностей в ОПК.

Следует сказать, что еще в 1992 г. был принят первый в постсоветской России закон «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации», также была разработана госпрограмма конверсии, рассчитанная на 1993–1995 гг. В 1995 г. была разработана третья госпрограмма конверсии оборонной промышленности, рассчитанная на 1995–1997 гг. Нынешняя программа конверсии, если не ошибаюсь, четвертая или пятая.

Крупный отечественный ученый-экономист академик Юрий Ярёменко (1935-1996) в конце 1990-х годов писал, что «мы должны относиться к конверсии не как к способу использования оборонных технологий для производства гражданской продукции, а попытаться использовать ресурсы, сконцентрированные в оборонном секторе, для реструктурирования всей нашей экономики».

Вспоминаются слова-лозунги в годы президентства Дмитрия Медведева: «модернизация», «диверсификация», «инновационная экономика», которые по существу так и остались декларациями о намерениях.

Юрий Пономарев

Фото АО "Концерн "Алмаз-Антей"

 

На снимке: ЗРК «Тор-М»