Прощание с проектом «Байкал»

Еще в прошлом году о проекте легкого многоцелевого самолета ТВС-2ДТС «Байкал» говорили как об очередном успехе отечественной авиапромышленности, а после МАКС-2019 объявили, что проект закрыт

В первой декаде июня 2018 г. министр промышленности и торговли Денис Мантуров дал старт подготовительным работам по развертыванию серийного производства нового многоцелевого самолета авиации общего назначения (АОН) ТВС-2ДТС на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ) и пообещал финансирование проекту. Серийное производство новой машин планировалось развернуть в столице Бурятии в 2021-2022 гг.

Цельнокомпозитный биплан ТВС-2ДТС, который получил наименование «Байкал», создан специалистами Сибирского НИИ авиации (СибНИА) им. С.А.Чаплыгина (входит в состав Национального исследовательского центра (НИЦ) «Институт им. Н.Е. Жуковского»). Легкая многоцелевая машина совершила первый полет 10 июля 2017 г.

По утверждению разработчиков машины, в конструкции усовершенствованного ТВС-2ДТС реализованы передовые технологии современного авиастроения. Панели, лонжероны и нервюры крыла бипланной схемы изготовлены из композиционного материала – углепластика. Из углепластика сделан фюзеляж и крыло самолета.

Разработка и постройка опытного образца самолета для местных воздушных линий на замену самолету Ан-2 велась коллективом СибНИА более пяти лет по программе развития малой авиации, которую разработало Минпромторговли России. Этот проект вошел, как составная часть, в государственную программу «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», утвержденной правительством. Правительственное распоряжение № 1395-р, посвященное программе по авиации, было опубликовано 28 июля 2014 г.

В декабре 2013 г. руководитель Минпромторговли Денис Мантуров заявил, что конкурс на выполнение НИОКР на разработку перспективного семейства легкомоторных самолетов для малой авиации проведен. Победителем стал СибНИА, но тогда Денис Валентинович не назвал победителя конкурса. О победителе узнали через пару месяцев уже весной 2014 г. В том же году Институт получил деньги на выполнение научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

В конце прошедшего августа на официальном уровне было объявлено, что по результатам проведенного нового конкурса  Минпромторговли России определило разработчика девятиместного самолета-моноплана на замену советской машины Ан-2. Им стал Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Машину ТВС-2ДТС «Байкал» не стали демонстрировать на МАКС-2019. На авиасалоне о проекте «Байкал» не сказали ни слова.

Следует отметить, что до проекта самолета ТВС-2ДТС «Байкал» была программа по созданию легкого многоцелевого двухмоторного самолета «Рысачок», спроектированного фирмой «Техноавиа». Производство опытных машин «Рысачок» разместили на самарском заводе «ЦСКБ-Прогресс». В конце 2012 г. руководство Минпромторговли России заявило о начале серийного производства самолета в девятиместном варианте в 2015 г. В январе 2013 г. начались сертификационные испытания «Рысачка», а в 2016 г. их остановили из-за отсутствия финансирования.

Стало уже традицией открывать проект по созданию машины на замены Ан-2, выделять деньги из госбюджета, а затем на стадии летных испытаний закрывать программу и начинать через несколько лет новый проект по созданию очередного перспективного многоцелевого самолета для авиации общего назначения.

Мало вериться в то, что самолет, созданный в УЗГА, будет через пять-шесть лет перевозить пассажиров и грузы в отдаленных районах России, что на замену легендарной машине Ан-2 придет новый современный самолет АОН. Можно предположить, что будет упущено время и потрачены деньги, а затем начнут закупать самолеты АОН аналогичного класса и назначения за рубежом, чтобы хоть как-то выйти из критического положения из-за списания самолетов-ветеранов.

Юрий Пономарев

 

Фото СибНИА