Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На уральском заводе продолжают наращивать объемы крупноузловой сборки самолета МВЛ L-410 из машинокомплектов, поставляемых из Чехии
Генеральный директор Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) Вадим Бадеха сообщил СМИ, что до 2020 г. предприятие поставит гражданским перевозчикам около 40 самолетов L-410. В частности, в 2019 г. правительством России предусмотрено выделение денег в размере 1,7 млрд. руб. для закупки четырех самолетов местных воздушных линий (МВЛ) L-410 российской сборки через Государственную транспортную лизинговую компанию. Также 1 млрд. руб. на приобретение L-410 будет привлечен из внебюджетных источников. Итого почти 3 млрд. руб.
Программа по поставкам отечественным авиакомпаниям самолетов L-410 лицензионной сборки осуществляется через механизм финансового лизинга Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) с 2016 г. Программа была продолжена правительством России и разбита дополнительно на 2-й и 3-й этапы. Ранее сообщалось, что общий объем закупок через ГТЛК самолетов L-410 по трехэтапной программе составит 14 машин.
В конце декабря 2017 г. заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что для нужд российской армии планируется закупить на УЗГА 18 самолетов L-410 в ближайшие годы. В нынешнем 2019 году планируется собрать по лицензии 18 самолетов L-410, а в 2020 г. – 20 машин.
В 2017 г.: на Уральском заводе гражданской авиации, входящем в состав госкорпорации «Ростех», была собрана (точнее сказать достроена) по лицензии первая партия турбовинтовых самолетов местных воздушных линий L-410. Самолеты L-410 перегнали с авиазавода в чешском городе Куновица и сдали российским заказчикам в 2018 г. Машина для местных авиалиний L-410 разработана специалистами Чехии в 60-е годы прошлого столетия. В августе 2013 г. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) стала 100% владельцем акций чешской компании «Эйркрафт Индастриз (Aircraft Industries), которая серийно строит L-410.
Необходимо сказать, что в декабре 2018 г. в городе Арамиль (население чуть более 15 тыс чел.) Свердловской области состоялась торжественная церемония пуска в эксплуатацию нового сборочного цеха УЗГА, расположенного рядом с аэродромом Уктус. Новый цех предназначен для лицензионной сборки чешских самолетов МВЛ семейства L-410. Сборочный цех на производственной площадке «Уктус» возвели в два этапа. Ранее на проектную мощность (до 20 самолетов в год) планировалось выйти еще в 2019 г. По заявлению генерального директора УЗГА Вадима Бадехи, сейчас «уровень локализации производства при сборке самолетаL-410 чешской разработки достигает порядка 35%. К 2021 г. уровень локализации должен достигнуть 72%».
С 2010 г. лет чешские авиастроители работали над созданием усовершенствованной модели самолета L-410 – машиной L-410NG. В январе 2018 г. чешский модернизированный 19-местный самолет получил сертификаты Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA) и Федеральной авиационной администрации (FAA). 22 марта 2019 года Росавиация сертифицировала новую модель L-410. До конца нынешнего года в России начнется коммерческая эксплуатация первого самолета МВЛ L-410NG. Крейсерская скорость машины L-410NG составляет 417 км/час.
Наиболее существенными изменениями усовершенствованной версии самолета являются увеличение максимальной взлетной массы с 6,6 т до 7 т, увеличение максимальной полезной нагрузки. Также в два раза увеличено багажное отделение воздушного судна, в котором теперь может перевозить на 400 кг больше груза По новой технологии изготовлено модернизированное удлиненное крыло, оснащенное интегральными топливными баками, позволяющие увеличить максимальную массу топлива, что привело к увеличению максимальной дальности полета до 2570 тыс км. Для сравнения: максимальная дальность полета современной модели L-410 UVP E-20 составляет 1,5 тыс км.
В новой модели используется значительное количество элементов конструкции из композиционных материалов (КМ). В частности, из КМ изготовлены двери, мотогондолы турбовинтовых двигателей GE H85-200, которые установлены на усовершенствованном самолете.
Сейчас в Минромторговли России рассматривается вопрос о создании 40-местного турбовинтового самолета МВЛ. За основу планируется взять проект конца 80-х годов прошлого века – самолет L-610, первый полет которого состоялся в декабре 1988 г., а затем программу заморозили.
Справка сайта
Самолет L-410 (Л-410) «Турболет» – многоцелевой двухмоторный самолет для местных воздушных линий пассажировместимостью до 19 человек. Старт разработке машины был положен в Чехословакии в 1966 г. Летные испытания с канадским турбовинтовым двигателем (ТВД) Пратт-Уитни РТ6А-27 начались в апреле 1969 г., а в 1973г. впервые в небо поднялся самолёт L-410M, оснащённый чешскими ТВД Вальтер М 601А. L-410M стал второй серийной модификацией «Турболета». В 1979 г. началось производство усовершенствованной модификации L-410УВП, которая стала основной серийной моделью.
Начиная с 1969 г. было построено более 1110 самолетов марки L-410 различных модификаций, 862 из них поступили в СССР. К началу 1992 г. в СССР числилось в реестре около 750 самолетов L-410.
На машине L-410NG установлены два лицензионных американских ТВД H80-200. В 2008 г. активы чешского предприятия Walter Aircraft Engines (бывнее «Моторлет»), выпускавшее двигатели под маркой «Валтер», были приобретены подразделением американской компании «Дженерал Электрик» (GE) – GE Aviation. Так возникла компания GE Aviation Czech. Сейчас GE Aviation и УЗГА создают совместный центр обслуживания двигателей для авиации. В дальнейшем на L-410 намечено устанавливать два отечественных ТВД ВК-800С, опытные образцы которого сейчас проходят испытания.
Юрий Пономарев
На снимке: новый цех лицензионной сборки самолетов марки L-410 на УЗГА
Фото пресс-службы УЗГА