Проект «Крыло-СВ»: летом 2019 г. будет дан старт работам по созданию модели демонстратора

Первые испытательные полеты управляемой многоразовой ступени ракеты-носителя (РН) проекта «Крыло-СВ» запланированы на 2021-2022 гг.

Об этом недавно в СМИ заявил генеральный директор Фонда перспективных исследований (ФПИ) Андрей Григорьев. Можно сделать вывод, что сейчас деньги в рамках проекта «Крыло-СВ» направляются в основном через ФПИ.

Аванпроект многоразовой возвращаемой ступени «Крыло-СВ» был подготовлен и защищен в ФПИ 29 мая 2018 г. Разработкой многоразовой ступени ракетоносителя (РН), предназначенного для вывода на солнечно-синхронные орбиты полезных нагрузок массой до 600 кг, занимались специалисты ОКБ ЭМЗ им. В.М.Мясищева в 2017-2018 гг.

Для работы над проектом по теме «Крыло-СВ» на ЭМЗ создали новое подразделение – комплекс перспективных аэрокосмических разработок и технологий. ЭМЗ является головной фирмой-разработчиком по проекту. В качестве соисполнителей над проектом работали специалисты ЦАГИ, МФТИ, госкорпрации (ГК) «Роскосмос» и др. По сообщению пресс-службы компании «Ильюшин», куда входит ЭМЗ им. В.М.Мясищева, коллектив специалистов ЭМЗ работал над проектированием самолетной части и занимался вопросами интеграции самолетной части с РН. В качестве основы был взят проект многоразового ускорителя (МРУ) «Байкал», представляющего собой первую ступень РН семейства «Ангара». Работы в рамках проект «Байкал» вели с начала 2000-х годов специалисты Центра им. М.В.Хруничева и НПО «Молния». Идея проекта МРУ «Байкал» состоит в том, что ракетный ускоритель, оснащенный одним жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) РД-191М, в составе РН «Ангара» после выполнения задачи по выведению полезной нагрузки отделяется от РН и в автоматическом режиме, используя турбореактивную силовую установку, приземлялся на взлетно-посадочную полосу аэродрома. По мнению ряда экспертов, раскрытие крыла в полете – это самое проблемное звено проекта.

Подобная схема позволяет уменьшить стоимость запуска в космос полезных нагрузок. Следует сказать, что многоразовые первые ступени семейства РН «Фалкон» американской компании «СпейсХ» под руководством Элона Маска сейчас повторно используются при выведении полезных нагрузок в космос.

Согласно проекту «Крыло-СВ», МКР легкого класса собираются запускать как с существующих пусковых площадок, так и с мобильных пусковых комплексов. Каждая МКР, оснащенная трапецивидным поворотным крылом, планируется использовать до 50 раз без замены маршевого ЖРД.

По словам Андрея Григорьева, в ходе реализации проекта планируется создать несколько демонстраторов возвращаемой ступени. Однако не сообщается, какое предприятие этим будет заниматься. На первом демонстраторе с массогабаритным макетом ракетного двигателя будет отрабатываться управляемый спуск ступени на дозвуковом режиме. А.Григорьев также сообщил, что техническое задание на возвращаемую ступень уже подготовлено. Работы должны начаться летом 2019 г.

По сообщению ГК «Роскосмос», в ближайшее время в ЦНИИмаш (головной научно-исследовательский институт «Роскосмоса») планируется создать новое экспериментальное КБ им. Р.Л.Бартини. Одной из первых работ нового КБ, в частности, станет создание многоразовых РН. Основу экспериментального КБ составят молодые специалисты и ряд уволившихся инженеров компании «Ильюшина».

Следует сказать, что летом нынешнего года после прихода нового руководителя компании Юрия Грудинина, в ОКБ им. С.В. Ильюшина были уволены ряд топ-менеджеров и несколько десятков специалистов.

Есть сомнения в том, что те специалисты, которые были вынуждены уйти недавно из ОКБ им. С.В.Ильюшина с приходом Юрия Грудинина, в ближайшей перспективе смогут создать конкурентоспособные изделия для ракетно-космической промышленности.

Юрий Пономарев

 

На снимке: натурный макет МРУ «Байкал»

Фото ГК "Роскосмос"