Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На Международной выставке вертолетной индустрии «ХелиРаша-2019» («HeliRussia-2019») состоялась премьера многоцелевого вертолета R-34
Сейчас около 50% из новых вертолетов, приобретаемых на мировом рынке, – это легкие однодвигательные винтокрылые машины. Среди моделей легких вертолетов лидирующие позиции на рынке занимает легкий вертолет Робинсон (Robinson) R-44. Сегодня по всему миру в эксплуатации находится более 5 600 вертолетов этой модели. Всего, согласно отчетам американской компании Robinson Helicopter, в 2018 г. для мирового рынка было произведено 309 машин. Из них 35 вертолетов марки R-22, 200 штук – R-44 и 74 штук – легких вертолетов марки R-66. C момента своего образования компания Robinson Helicopter произвела около 12,5 тыс. легких вертолетов.
В стоимостном выражении на легкие однодвигательные вертолеты приходится около 17% на мировом рынке, на легкие и средние двухдвигательные машины массой менее 7 т – 45%, а на вертолеты массой более 7 т – 38%.
Согласно данным Росавиации, доля средних вертолетов гражданского назначения грузоподъемностью 3–6 т составляет в российском авиапарке 77%, тогда как в авиапарках других стран доля таких вертолетов не превышает 5%. На мировом рынке вертолетной техники наиболее востребованы легкие вертолеты. В настоящее время в России в нише легких вертолетов, находящихся в эксплуатации, по количеству лидирует машина Ми-2 (грузоподъемность около 1 т) – 410 штук.
Сейчас холдинг «Вертолеты России» может предложить только две современные модели легких вертолетов – машины Ка-226 (грузоподъемностью около 1,5 т) и «Ансат» (грузоподъемностью 1,3 т). Рынку нужны разнообразные модели легких вертолетов с меньшей грузоподъемностью. Потребность в легких вертолетах гражданского назначения имеется у многих отечественных эксплуатантов вертолетной техники. В последние годы такая потребность удовлетворяется в основном за счет приобретения винтокрылых машин зарубежного производства.
На недавно прошедшей Международной выставке вертолетной индустрии «ХелиРаша-2019» («HeliRussia-2019») состоялся премьерный показ отечественного сверхлегкого вертолета R-34, разработанного столичной компанией «Аэроэлектромаш» совместно с ОКБ «Ротор» (г. Кумертау, Башкирия).
Вертолет R-34 построен по соосной схеме и рассчитан на перевозку 2-3 человек. Первый летный экземпляр машины R-34 оснащен бензиновым двигателем Rotax-915, обеспечивающим максимальную скорость полета до 170 км/ч, крейсерскую – до 110-140 км/ч и дальность полета до 600 км. Высота полета – до 4,5 км. Безопасность обеспечивается парашютной спасательной системой. Летные испытания прототипа вертолета R-34 начались зимой 2019 г.
Основными конкурентами вертолета R-34 являются легкие машины компании Robinson (США), весьма популярные в России. Следует сказать, что основной сферой деятельности компании «Аэроэлектромаш» является разработка, производство и ремонт авиационного электрооборудования. ОКБ «Ротор» было создано при Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП)
Юрий Пономарев
Фото автора