Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На открывающейся 16 мая в столице выставке «ХелиРаша-2019» (HeliRussia-2019) предполагается показать военную версию вертолета Ми-38 – машину Ми-38Т
В нынешнем году Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia проводится в выставочном комплексе «Крокус Экспо» в двенадцатый раз. Помимо России свою продукцию в области вертолетостроения представят компании из 19 стран мира: Австралии, США, Италии, Швеции, Великобритании, Германии, Франции и др. В выставке примут участие около 250 предприятий и компаний, ожидается также участие 30 новых экспонентов.
Вертолет Ми-38Т предполагается показать на открытой стоянке рядом с входом в выставочное здание. Первый полет по кругу винтокрылая машина Ми-38Т совершила на аэродроме Казанского вертолетного завода (КВЗ) в конце ноября 2018 г. С декабря 2018 г. по апрель 2019 г. вертолет Ми-38Т проходил доводочные испытания в Казани, а в апреле его перегнали на Летно-испытательную и доводочную базу в подмосковное Томилино.
Первую машину Ми-38Т планируется передать военным после приемо-сдаточных испытаний летом нынешнего года, а второй вертолет Ми-38Т должен быть передан военным в конце 2019 г. На совместных летных испытаниях проверят системы и оборудование вертолета на соответствие требованиям технического задания Минобороны России. По их итогам будут спланированы дальнейшие закупки транспортно-десантных вертолетов Ми-38Т для нужд Вооруженных сил России в рамках госпрограммы вооружений 2018 – 2027 гг.
Машина Ми-38Т создана на базе гражданской версии вертолета Ми-38. В варианте для военных предусмотрена возможность переоборудования вертолета в санитарный вариант и установка дополнительных топливных баков для увеличения дальности полета, оснащение специальными средствами связи.
Согласно официальным заявлениям, руководство холдинга «Вертолеты России» решило объединить Казанский вертолетный завод (КВЗ) и Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП) и создать на их базе единый вертолетостроительный кластер. Роль ведущего предприятия будет за КВЗ, который получит активы и производственные мощности КумАПП. Кроме того, в планах холдинга предать часть работ по вертолетам марки «Ка», в частности, по машинам семейства Ка-32 с КумАПП на КВЗ.
Финишная сборка вертолетов будет за КВЗ, а на башкирском КумАПП будут серийно изготавливать отдельные агрегаты и узлы вертолетов семейства Ми-38 и «Ансат». В частности, в Кумертау займутся серийным производством боковых и донных панелей фюзеляжа, хвостовой балки, грузового трапа и других элементов конструкции фюзеляжа вертолета средней грузоподъемности Ми-38. В Кумертау передадут оснастку для производства деталей и агрегатов из композиционных материалов и литейных заготовок. Изготовленные в Башкирии элементы конструкции Ми-38 и «Ансата» будут отправлять в Татарию автотранспортом.
Суммарно на вертолетных заводах России, входящих в холдинг «Вертолеты России», согласно официальным заявлениям, в прошлом 2018 г. было построено около 200 винтокрылых машин против 221 вертолетов в 2017 г. В 2018 г. соотношение гражданских и военных вертолетов составило 35% и 65% соответственно. В 2019 г. на предприятиях холдинга «Вертолеты России» планируется построить около 250 винтокрылых машин.
Следует сказать, что в 2019 г. ожидается слияние ОКБ им. М.Л.Миля и Н.И.Камова, в настоящее время входящих в состав холдинга «Вертолеты России».
Игорь Лот
Фото автора
На снимке: вертолет Ми-38