Сможет ли Ан-158 конкурировать с «Суперджетом-100»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На МАКС-2011 украино-российскому самолету дали понять, что он нежелательный визитер, так как конкурент SSJ-100

Впервые широкой российской публике был показан региональный пассажирский самолет Ан-158 именно на прошедшем в августе авиасалоне в Жуковском, до этого машина демонстрировалась за рубежом: на авиасалонах «Фарнборо-2010» и «Париж Эйр Шоу-2011». Авиалайнер Ан-158 является конкурентом самолету «Суперджет-100» (SSJ-100) на российском и международном рынках. В России самолеты Ан-158, а также Ан-148 можно эксплуатировать даже на грунтовых аэродромах, в частности в Сибири, Якутии и Дальнего Востока, что недоступно для SSJ-100. Стоимость самолета Ан-158 составляет 27 млн $ (у SSJ-100 приблизительно такая же).

На авиасалоне МАКС-2011 у нового украинского самолета Ан-158 не было громкой рекламы и крупных контрактов. Контракты на Ан-158 были заключены лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко. (ИФК)» с ГП «Антонов» на авиасалоне «Фарнборо-2010» (твердый заказ на 10 самолетов) и на авиасалоне «Париж Эйр Шоу-2011» в Ле Бурже в (твердый заказ тоже на 10 машин). Согласно договору, подписанному ИФК с ГП «Антонов», авиалайнеры Ан-158 будут построены на авиазаводе «Авиант» в Киеве в 2012–2014 гг. Из этой двадцатки примерно десять самолетов предназначено для российских авиакомпаний, а остальные отправятся к покупателям из Латинской Америки. ИФК имеет предварительные договоренности на 28 машин с авиакомпаниями Кубы, Венесуэлы, Боливии и других стран региона.

Государственное предприятие «Серийный завод «Антонов» («Авиант») планирует выпустить в 2011 г. девять самолетов марки «Ан»: пять самолетов Ан-148, один – Ан-158 и три – Ан-32. Темпы производства говорят сами за себя.

Летом 2010 г., когда шли сертификационные испытания Ан-158, экс-президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров заявил, что на Воронежском авиазаводе (ВАСО) не будут строить по лицензии Ан-158, что ВАСО будет заниматься только изготовлением Ан-148, чтобы на отечественном предприятии не тиражировать конкурента российскому SSJ-100, в разработку которого вложено много денег. Можно уверенно предположить, что нынешнему президенту ОАК Михаилу Погосяну тем более не нужен такой конкурент на внешнем и международном рынках, как Ан-158.

В ближайшей перспективе серийное производство Ан-158 будет осуществляться только на Киевском авиазаводе «Авиант». ГП «Антонов» намерено профинансировать увеличение объемов серийного производства за счет зарубежных кредитов. На протяжении более года ГП «Антонов» ведет переговоры с рядом зарубежных банков о выдаче кредитов (суммарно около 500 млн. $) сроком на три-четыре года под 7-8% годовых. По словам Д. Кивы, кредиты берутся  под подписанные контракты: сейчас концерн имеет твердые контракты на 500 млн. $ и на ближайшие три года заключены договоры общей стоимостью более $1 млрд. $.

Насколько реальны планы украинской авиапромышленности в отношении Ан-158 – покажет время. У авиапрома Украины не меньше проблем, чем у российского. С некоторой задержкой, по сравнению с Россией, на Украине наступил жесточайший кризис квалифицированных кадров в авиапромышленности. Сильно изношено и морально устарело производственное оборудование, не хватает оборотных средств и др.

Производственные возможности и финансовые ресурсы у компании «Сухой» превышают таковые у ГП «Антонов». Можно уверенно предположить, что соревнование выиграет SSJ-100 благодаря массовому производству и возможности тем самым удовлетворить заявки авиакомпаний в приемлемые временные сроки.

Досье сайта

Новый региональный самолет Ан-158 представляет собой удлиненную версию серийно выпускаемого 75-местного авиалайнера Ан-148-100В. Новый пассажирский самолет предназначен для перевозки до 99 пассажиров при одноклассной компоновке салона и до 86 человек – в двухклассной.

Первый полет опытный экземпляр Ан-158 совершил 28 апреля 2010 г., а через девять месяцев была закончена сертификация. Хороший пример для отечественной авиапромышленности. Причем сертификат типа (28 февраля 2011 г.) на самолет Ан-158 был выдан всего на несколько недель позже, чем на авиалайнер «Суперджет-100» (SSJ-100).

Юрий Пономарев

Фото ГП «Антонов»