Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В первой декаде марта 2019 г. ведущий конструктор проекта по созданию турбовального двигателя ВК-800 Виталий Логинов сообщил о завершении разработки в ближайшие годы
Перспективный двигатель ВК-800 – это силовая установка, разрабатываемая в компании «Климов» «с чистого листа» в течение последние 20 лет. Разработка ВК-800 в версии для установки на вертолетах (с литерой «В») началась в начале 2000-х годов. Турбовальный двигатель (ТВД) ВК-800В 5-го поколения в классе мощности 500-800 л.с. создавался в первую очередь для применения в силовых установках вертолетов малой грузоподъемности. Изначально двигатель планировался для установки на легких вертолетах «Ансат» и Ка-226, на которых с самого начала их серийного производства и по сегодняшний день устанавливаются канадские, английские и французские ТВД.
Стоит напомнить, что в 2009 г. под давлением правительства США канадская компания «Пратт-Уитни Кэнэда» после военного конфликта 2008 г. с Грузией фактически отказалась поставлять в Россию двигатели для вертолетов «Ансат» (РW-207K) и Ми-38 (PW-127T/S).
Испытания двигателя ВК-800В на стенде стартовали в начале 2008 г., в середине того же года был сделан второй опытный образец ВК-800В. На 2018 г. планировалось начать летные испытания перспективного отечественного ТВД. На протяжении длительного времени финансирование проекта велось за счет собственных средств компании, а также незначительных, по утверждению разработчиков, бюджетных средств. Необходимо сказать, что в проекте вместе с АО «Климов» принимает участие Уфимское машиностроительное производственное объединение (УМПО), где изготавливаются отдельные элементы газогенератора и планируется развернуть серийное производство ВК-800. Также в создании двигателя принимают участие научно-производственный центр «ЛКТ», компании «Авиационные редукторы и трансмиссии - Пермские моторы», «Металлист - Самара», Омское моторостроительное конструкторское бюро, УНПП «Молния» и др.
Сейчас основные усилия сосредоточены на разработке версии двигателя ВК-800, предназначенной для установки на самолетах, – моторе ВК-800С. После завершения сертификационных испытаний двигатель установят на самолет гражданской авиации L-410UPV-E20, на котором сейчас устанавливаются моторы М601 и H80 чешской компании GE Aviation Czech (Walter), входящей в состав американской компании General Electric.
По официальной информации, в 2018 г. прошло более 60 успешных запусков нового двигателя ВК-800С на стенде. ТВД ВК-800С предназначается для многоцелевых самолетов грузоподъемностью 1 – 1,5 т. Базовая версия ВК-800, согласно данным компании «Климов», имеет массу около 140 кг, длину порядка 1 м и мощность около 800 л.с. (взлетный режим).
По словам В.Логинова, в «ближайшее время двигатель ВК-800С соберут «в железе» и начнут проводить испытания на двух самолетах, один из которых будет переоборудован в летающую лабораторию». В 2019 г. разработчики намерены использовать стендовую базу Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ) для проведения сертификационных испытаний ВК-800С. Сертификация самолета местных воздушных линий (МВЛ) L-410UPV-E20 с турбовинтовым двигателем ВК-800С запланирована на 2020 г.
Интенсификацию работ по двигателю ВК-800 связывают с началом серийного производства по лицензии самолета МВЛ L-410UPV на Уральском заводе гражданской авиации. В городе Арамиль (население чуть более 15 тыс. чел.) Свердловской области на территории второй очереди особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина» в декабре 2018 г. был открыт новый цех по лицензионной сборке чешских самолетов МВЛ семейства L-410. Построенный цех принадлежит Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА), который входит в госкорпорацию «Ростех». Сборочный цех на производственной площадке «Уктус» возвели в два этапа. На проектную мощность (до 20 самолетов в год) планируется выйти в 2019 г. По заявлению генерального директора УЗГА Вадима Бадехи, сейчас «уровень локализации производства при сборке самолета L-410 чешской разработки достигает порядка 35%. К 2021 г. уровень локализации должен достигнуть 72%».
По словам В.Бадехи, в 2018 г. УЗГА выпустил пять самолетов L-410 для региональных российских авиакомпаний. В 2018-2019 гг. на авиазаводе в рамках твердых контрактов суммарно собираются собрать из комплектующих, присланных из Чехии, 23 самолета местных воздушных линий L-410.
В январе 2018 г. на специализированных авиационных форумах в Интернете появилась информация о том, что новые самолеты Л-410 первой партии «лицензионной сборки» прилетели на Урал из Чехии, где они были полностью построены на авиазаводе в чешском городе Куновице. Затем в СМИ появились комментарии экспертов, что «основной интерес собственников УГМК, которые владеют 100% пакетом акций чешского авиазавода, – генерального директора Андрея Козицына и президента компании Искандара Махмудова – в реализации проекта по L-410 состоит в увеличении европейской «дочкой» УГМК объемов производства узлов и деталей на авиазаводе в Чехии, а на Урале будет производиться только крупноузловая сборка».
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы ГК «Ростех»