Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В прошлом году в России произошла только одна крупная катастрофа на регулярных авиалиниях
В 2018 г. в России произошло 22 авиакатастрофы. Самая большая по численности жертв авиакатастрофа произошла в 11 февраля 2018 г. в Раменском районе Подмосковья: при крушении самолета Ан-148-100В авиакомпании «Саратовские авиалинии» погиб 71 человек.
Остальные авиакатастрофы произошли с вертолетами и самолетами авиации общего назначения (АОН), а также с воздушными шарами: в них суммарно погибло 57 человек. По-прежнему, как и в предыдущие годы, в гражданской авиации России по количеству авиапроисшествий (АП) и по количеству погибших лидирует именно АОН (авиация общего назначения): около 80% АП и более 60% погибших.
Больше всего специалистов по безопасности полетов беспокоит рост АП с вертолетами. По данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в целом по России и странам СНГ количество авиационных происшествий и катастроф с вертолетами за последние три года постепенно увеличивается. Больше всего авиакатастроф произошло с вертолетами семейства Ми-8 (их в количественном отношении больше всего в отечественном авиапарке) и марки Ми-2, а также с вертолетами марки R-44 и R-66 американского производства, которые эксплуатируются в России.
Как показывает статистика, с учетом поправки на примерное число эксплуатируемых вертолетов Ми-2 и R-44/ R-66 американской компании «Робинсон» (Robinson) в целом в России, показатель уровня безопасности полетов у легких вертолетов R-44 и R-66 как минимум в три раза ниже, чем у винтокрылых машин Ми-2. Наиболее печальная статистика у пятиместного легкого вертолета R-66, учитывая количество АП к общему числу данного типа вертолетов, эксплуатируемых в России.
Самая большая по количеству жертв авиакатастрофа, связанная с вертолетной техникой, произошла 4 августа 2018 г. ….
Вертолет Ми-8АМТ (регистрац. № RA-25640) авиакомпании «ЮТэйр – вертолетные услуги» выполнял заказной чартерный рейс по перевозке служебных пассажиров по маршруту п. п. Ванкор (Красноярский край) – город Тарко-Сале (Ямало-Ненецкий автономный округ). В 09:43 местного времени, во время набора высоты после взлета с п.п Ванкор, на высоте 100 м вертолет Ми-8АМТ лопастями несущего винта столкнулся с грузом на внешней подвеске вертолета Ми-8АМТ (регистрац. № RA-22427) той же авиакомпании, вылетевшего с п.п. Ванкор-грузовая на п.п Сузун. В результате столкновения хвостовая балка отделилась от фюзеляжа. Ми-8АМТ (RA-25640) перешел в беспорядочное падение, упал на землю примерно в 1 км от п.п. Ванкор, полностью разрушился и почти полностью сгорел. Хвостовая балка Ми-8АМТ (RA-25640) и с намотанными на рулевой винт тросами подвески и грузом вертолета Ми-8АМТ (RA-22427) упала на землю в 118 м от фюзеляжа. Погибло 18 человек (3 члена экипажа и 15 пассажиров).
По словам специалистов по безопасности полетов МАК, свыше 90% АП c вертолетами обусловлены человеческим фактором. Основными причинами роста происшествий с вертолетами являются рост количества винтокрылых машин в частном пользовании, проблемы в подготовке персонала (недостаточный уровень квалификации) и проблемы в ведении надзора. По мнению экспертов, рост числа происшествий с вертолетами связан в первую очередь с недостаточной подготовкой пилотов. Расследования причин катастроф показывают, что большая часть пилотов вертолетов, которые попадают в сложные условия во время полета, не готова к ним.
Юрий Пономарев
Фото МАК