Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Плохая примета: высокопоставленные чиновники перестали говорить о реализации планов по созданию Национального центра авиастроения (НЦА)
Это верный признак того, что власть предержащая потеряла интерес к одному из национальных проектов, который усердно «пиарили» десять лет назад.
Стоит напомнить о главных вехах в создании НЦА. Это в первую очередь президентские Указы от 20 февраля 2008 г. № 217 и от 5 октября 2009 г. № 1113 по созданию Национального центра авиастроения. Десять лет назад – в феврале 2009 г. между правительством Московской области, Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и государственной корпорацией «Ростехнологии» (Ростех) было подписано тройственное соглашение, предусматривавшее создание в Жуковском НЦА.
В начале 2009 г. проект по НЦА оценивался приблизительно в 4,4 млрд $. По мнению экспертов, только план, предполагавший перенос из столицы в Жуковский авиационных КБ и некоторых опытных заводов, оценивался в сумму более 1 млрд $. Деньги на осуществление этой части проекта планировалось получить путем продажи производственных площадок в Москве и перевода оставшихся сотрудников КБ под «одну крышу» в ближнее Подмосковье.
Согласно первоначальным планам, намечалось создать «зону» НЦА, состоящую из территории ЛИИ вместе с аэродромным комплексом, ЦАГИ, обособленными территориями правобережья Москвы-реки, где планировали разместить «Инновационную зону «Жуковский», Объединенный образовательный комплекс федерального значения и Технопарк регионального значения, на территории ЛИИ перестроить выставочный комплекс, воздвигнув новый большой павильон, объекты жилой, социальной и инженерной инфраструктуры и др. Согласно «Концепции создания НЦА в городе Жуковском», озвученной в начале 2009 г., к 2017 г. в НЦА намечалось создать около 11 тыс. новых рабочих мест.
В конце 2012 г. был окончательно утвержден Генеральный план городского округа Жуковский, разработанный с учетом нормативно-правовых актов Российской Федерации об НЦА, комплексной программы создания НЦА, градостроительной концепции развития правобережных территорий. Планировалось, что на новых городских территориях, где «будет» развернуто строительство жилых домов средней этажности, «будет» проживать к 2020 г. около 34 тыс человек.
Что же удалось создать за прошедшие десять лет? Во-первых, построили, погубив часть «цаговского» леса, автомобильную дорогу «Подъезд к г. Жуковский (ЛИИ им. М.М. Громова) от автотрассы М-5 «Урал», получив взамен громадные пробки на ул. Туполева и трассе Жуковский – Раменское в часы пик.
Во-вторых, воздвигли здание штаб-квартиры ОАК, которое начали строить в мае 2012 г. Горомадное здание собирались сдать в эксплуатацию в 2015 г. До сих пор здание новой штаб-квартиры корпорации пустует.
В марте 2012 г. на заседании Совета депутатов Жуковского президент Некоммерческого партнерства (НП) «НЦА» Тигран Алексанян сказал: «В штаб-квартире ОАК будет около 2 тыс. рабочих мест. Более половины сотрудникам штаб-квартиры ОАК потребуется жилье в Жуковском. Это около 600 квартир. Желательно, чтобы оно построено было в старой части города. Руководство ОАК рассчитывает, что это жилье будет не по коммерческим ценам».
Слава Богу, не построили в «цаговском» лесу на площади 1,2 га, , многоэтажный Многофункциальный комплекс (МФК), проще говоря – спецгостиницу для высшего руководящего состава ОАК и VIP-гостей, которому намеревались придать статус объекта специального назначения.
Вместо Особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ) «НЦА» создали аэропорт «Жуковский», который по решению Министерства транспорта России считается аэропортом города Жуковский, а не Москвы и получил статус регионального аэропорта.
При открытии аэропорта «Жуковский» профессор ГосНИИ гражданской авиации (ГосНИИГА) Александр Фридлянд дал такую экспертную оценку новому аэропорту: «Из-за нынешнего экономического кризиса в стране больших потоков у «Жуковского» в ближайшее время не будет, аэропорту придется работать в убыток, пока снова не начнется рост перевозок в целом по стране».
Выставочный комплекс на территории аэродрома ЛИИ, ставший собственность «Ростеха», особых изменений не претерпел, а «съехал» на старые позиции: «Ростех» перестал проводить по четным годам Международный форум «Технологии в машиностроении».
В чем преуспели? Так это в создании технопарков: первый – федерального значения (2009 г.), второй – регионального уровня (2015-2016 гг.) и третий – Технопарк ЦАГИ (2018 г.), каждый из которых сам по себе. Впрочем, почему бы не создать, если деньги дают.
По прошествии десяти лет стало ясно, что главным стимулом для переноса авиационных предприятий в Жуковский была высокая цена столичной земли и с самого начала осуществления проекта создания НЦА невооруженным глазом было видно, что девелоперская составляющая преобладает над инновационной. Раскручивали проект НЦА чиновники, которым мнение научного сообщества было мало интересно.
Экономический кризис привел к тому, что стали меньше строить, соответственно, застройщики стали меньше приобретать земель, к тому же часть земли руководителям Подмосковья пришлось отдать столице. После столь значительных изменений в экономике страны «эффективные девелоперы» от авиапромышленности потеряли интерес к проекту НЦА.
Юрий Пономарев