Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Суммарно на вертолетных заводах России, входящих в холдинг «Вертолеты России», построено в прошлом году около 220 винтокрылых машин против 214 вертолетов в 2017 г.
ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ)
В 2018 г. на КВЗ построили около 70 винтокрылых машин. Для сравнения приводим статистику выпуска вертолетов в Казани, начиная с 2014 г. – 107 вертолетов, в 2015 г. – 77, в 2016 г. – 70 машин, в 2017 г. – 65 вертолетов. Большая часть выпущенных за последние годы машин – это вертолеты семейства Ми-8/Ми-17/172.
В рамках контракта с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) КВЗ передал заказчику 18 вертолетов в медицинском исполнении: 12 машин марки «Ансат» и 6 машин марки Ми-8МТВ-1.
Необходимо сказать, что в течение прошедшего года холдинг «Вертолеты России» планировал передать ГТЛК суммарно 31 вертолет (марки «Ми» и «Ансат») для использования в санитарной авиации России
В прошлом году руководство КВЗ заявило, что течение года на предприятии намечено построить 45 легких многоцелевых вертолетов «Ансат», а в 2019 г. на КВЗ планируют произвести 51 машину марки «Ансат».
В 2018 г. КВЗ передал Минобороны России в рамках гособоронзаказа очередную партию вертолетов, состоящую из пяти военно-транспортных машин Ми-8МТВ-5-1, оснащенных новым комплексом бортовой обороны.
В 2018 г. построен и начал проходить летные испытания первый серийный многоцелевой вертолет средней грузоподъемности Ми-38Т, построенный по заказу Минобороны России. В настоящее время в рамках контрактов с российскими военными собирается примерно половина всех выпускаемых КВЗ вертолетов.
Два модернизированных вертолета Ми-17В-5 в 2018 г. КВЗ поставил в Таиланд, где до этого уже эксплуатировалось пять вертолетов Ми-17В-5. В рамках контракта с правительством Экваториальной Гвинеи на КВЗ изготовили и передали заказчику два вертолета Ми-172.
АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ)
В прошлом году на У-УАЗе в основном строили вертолеты для отечественных силовых структур. По неофициальной информации, в 2018 г. на заводе изготовили более 20 вертолетов семейства Ми-8/17/171 в рамках гособоронзаказа
В рамках контракта с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) У-УВЗ передал заказчику 13 вертолетов Ми-8 АМТ в медицинском исполнении.
В 2018 г. два первых серийных вертолета Ми-171А2 были переданы авиакомпании «ЮТэйр – Вертолетные услуги» в опытную эксплуатацию для работы в Заполярье. Еще два серийных вертолета Ми-171А2 планировалось передать индийской компании Vectra Group в рамках контракта, заключенного в ноябре 2017 г.
Усовершенствованная версия вертолета семейства Ми-8/17/171 – машина Ми-171А2 была сертифицирована в августе 2017 г. Вертолет Ми-171А2 оснащен двумя турбовальными двигателями ВК-2500ПС-03 с противопомпажной защитой, вспомогательной силовой установкой «Сафир» 5К/G. Двигатели ВК-2500ПС-03 имеют повышенную мощность и дополнительные режимы, по сравнению с устанавливаемыми на машинах семейства Ми-8/17 двигателями серии ТВ3-117ВМ. Серийное производство винтокрылой машины Ми-171А2 развернуто на авиазаводе в Улан-Удэ.
В 2017 г. был подписан контракт на поставку в КНР дополнительной партии транспортных вертолетов Ми-171Е, состоящей из четырех машин. В течение 2018 г. этот контракт был выполнен.
Следует сказать, что на У-УАЗ (вместе с вертолетным заводом в башкирском Кумертау) приступили к подготовке производства машинокомплектов легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т (в варианте 226.54) для лицензионной сборки в Индии. Вертолет Ка-226Т в варианте 226.54 представляет собой модификацию сертифицированного вертолета Ка-226Т, предназначенную для Минобороны Индии.
Производственная линия на У-УАЗ будет состоять из шести позиций окончательной сборки. Производственные мощности авиазавода в столице Бурятии составляют 35 вертолетов Ка-226Т в год. В соответствии с производственным планом предприятие изготовит в 2019 г. три вертолета Ка-226Т, два фюзеляжа, а также агрегаты, которые будут использоваться для проведения испытаний. Производственная программа по поставкам в Индию машинокомплектов вертолета Ка-226Т рассчитана приблизительно на десять лет.
ПАО «Роствертол»
На вертолетном заводе в Ростове-на-Дону в прошлом году продолжали серийно строить ударные вертолеты Ми-28Н и многоцелевые боевые вертолеты Ми-35М в рамках договоров с Минобороны России и контрактов с зарубежными странами (Нигерия, Казахстан, Узбекистан и др.). В частности, в прошлом году ростовское ПАО «Роствертол» поставило Минобороны Казахстана четыре транспортно-боевых вертолета Ми-35М.
В 2018 г. в Ростове-на-Дону началась постройка второй партии учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ с двойным управлением для Минобороны России. Первая партия Ми-28УБ, состоящая из 24 машин, была передана российским военным в конце 2017 г. Также до конца 2018 г. военным были переданы два первых предсерийных ударных вертолета Ми-28НМ. На начало 2019 г. на вооружении в российской армии находилось более 100 вертолетов семейства Ми-28.
На вертолетном заводе в Ростове-на-Дону в прошлом году было построено три тяжелых транспортных вертолета Ми-26Т2 для Иордании. Всего для ВВС Иордании было заказано 4 вертолета Ми-26Т2, два из которых переданы иорданской стороне. Иордания стала вторым иностранным военным заказчиком вертолетов модели Ми-26Т2 после Алжира. Для Алжира в прошлом году также было построено несколько вертолетов Ми-26Т2. Всего для Минобороны Алжира заказано 14 тяжелых винтокрылых машин. К началу 2018 г. было передано около десяти машин.
ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина» (ААК «Прогресс»)
В феврале 2018 г. вице-премьер правительства России (на тот момент замминистра обороны) Юрий Борисов заявил, что в рамках новой Государственной программы вооружения, рассчитанный на период 2018-2027 гг., планируется приобрести для российской армии 114 боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор». В прошедшем году планировалось построить 25 машин марки Ка-52, из которых только шесть предназначалось для Минобороны России, остальные 19 – для поставки на экспорт.
По утверждению руководства предприятия «Прогресс», завод загружен экспортными заказами до 2020 г. Согласно подписанному в 2015 г. контракту, Минобороны Египта получат 46 вертолетов Ка-52 «Аллигатор». В 2017 г. в Египет было поставлено 15 штук Ка-52. Согласно афишированным руководством холдинга «Вертолеты России» планам, на авиазаводе в Арсеньеве в 2018-2019 гг. намечено изготовить суммарно около 50 новых вертолетов марки Ка-52.
В 2018 г. на авиазаводе «Прогресс» построили третий опытный образец многоцелевого вертолета Ка-62 (ОП-3), предназначенный для летных испытаний. Вторая опытная машина Ка-62 (ОП-2) была построена в 2017 г. Стоит напомнить, что первый подъем Ка-62 (ОП-1) в воздух (на режиме висения) состоялся в апреле 2016 г. Первый полноценный полет по кругу машина совершила 25 мая 2017 г., затем летные испытания возобновились в феврале 2018 г.
АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП)»
В 2018 г. авиазавод в Кумертау (Башкирия) холдинга «Вертолеты России») передало заказчику (авиации спецназначения РФ) два вертолета Ка-226Т корабельного базирования. Это была третья поставка Ка-226Т госзаказчику. Каждый раз партия состояла из двух машин Ка-226Т. Поставки палубной версии вертолета Ка-226Т ведутся с марта 2017 г. Первые два вертолета Ка-226Т получили авиация Пограничной службы ФСБ России. Корабельный вариант вертолета Ка-226Т может применяться для решения поисково-спасательных и транспортных задач днем и ночь в простых и сложных метеорологических условиях.
В 2018 г. КумАПП продолжало выполнять контракт по ремонту и глубокой модернизации противолодочных вертолетов Ка-27 для авиации ВМФ России. В прошлом году Минобороны России были переданы 4 усовершенствованных вертолета Ка-27М.
В прошлом году КумАПП передало иностранным заказчикам семь многоцелевых вертолетов средней грузоподъемности Ка-32А11ВС. В частности, три вертолета получила турецкая авиакомпания Kaan Air. Суммарно Турция и Таиланд заказали в 2017 г. восемь машин Ка-32А11ВС.
Авиазавод в башкирском Кумертау также приступил к подготовке производства элементов планера легкого многоцелевого вертолета Ка-226Т (в варианте 226.54) для лицензионной сборки в Индии.
Итоги
По заявлению руководства холдинга «Вертолеты России», «в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) 2018 г. на предприятиях холдинга произведено и поставлено в интересах Министерства обороны России около 60 новых вертолетов.
18 декабря 2018 г. министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил на заседании коллегии военного ведомства, что в 2018 г. Воздушно-космические силы России получили 126 самолетов и вертолетов. Вычитаем из этого числа 54 боевых самолета +два военно-транспортных Ил-76МД-90А + три самолета Ан-148 и получаем в результате 67 единиц вертолетной техники.
Необходимо отметить, что согласно официальным заявлениям, Минобороны России будет закупать в рамках Государственной программы вооружения России (ГПВ-2025) в 2018-2025 гг. меньше вертолетов, чем по действующей программе на 2010-2020 гг. После 2020 г. Минобороны сделает акцент на закупку именно боевых вертолетов.
По заявлению генерального директора холдинга «Вертолеты России», «в 2018 г. холдинг планирует поставить заказчикам в России и мире до 70 вертолетов гражданских модификаций». Поставили 64 машины гражданского назначения. В прошлом году доля экспорта вертолетов составила 40%, как и в 2016 г.».
Суммарно на вертолетных заводах России, входящих в холдинг «Вертолеты России», согласно официальным заявлениям, в прошлом 2018 году построено около 220 винтокрылых машин против 214 вертолетов в 2017 г.
Следует сказать, что весной 2019 г. ожидается слияние ОКБ им. М.Л.Миля и Н.И.Камова, в настоящее время входящих в состав холдинга «Вертолеты России».
Юрий Пономарев
Фото холдинга «Вертолеты России»
На снимке: сборочный цех ПАО «Роствертол»