Итоги работы военного сектора самолетостроения России в 2018 г.

В прошедшем 2018 г. суммарный выпуск боевых и учебно-боевых самолетов в России в рамках гособоронзаказа и экспортных контрактов составил порядка 95 машин

Поставки для Минобороны России легких военных самолетов

С 2016 г. на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) им Ю.А.Гагарина ведется изготовление истребителей Су-35С в рамках контракта на строительство 50 машин для Министерства обороны России. Срок выполнения контракта – 2020-й год. План поставки на 2018 г. для ВКС России составил 10 истребителей поколения 4++ Су-35С. Сотый серийный многоцелевой истребитель Су-35С был передан российским военным в рамках завершающей поставки в 2018 г. партии самолетов этой модели.

В 2018 г. на КнААЗ велось изготовление установочной партии истребителей пятого поколения Су-57. Первая установочная партия должна состоять из 12 машин. Срок исполнения контракта – 2018-2020 гг. В августе 2018 г. Минобороны России и ПАО «Компания «Сухой» подписали контракт на поставку в ВКС двух первых истребителей Су-57 установочной партии. Официального подтверждения постройки и передаче военным хотя бы одной боевой машины Су-57 в 2018 г. не имеется. Видимо, это произойдет в 2019 г.

Иркутский авиазавод в прошлом году изготовил и передал Минобороны России 14 учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130 и 14 многофункциональных истребителей Су-30СМ.

Необходимо отметить, что с конца июля 2017 г. до марта 2018 г. УБС Як-130 военным не передавались. По неофициальной информации, это было связано с доработкой самолетов на авиазаводе. В течение лета 2018 г. российские военные получили 11 штук доработанных Як-130, и с поставкой еще трех Як-130 в октябре их общее количество составило 14 штук. В итоге контракт на поставку партии из 30 машин Як-130, заключенный в 2016 г., был полностью выполнен. Сейчас в составе ВКС России насчитывается около 110 УБС Як-130.

В 2018 г. на Новосибирском авиазаводе построено и передано военным 14 фронтовых бомбардировщиков Су-34, серийное производство которых началось в апреле 2005 г. Общее количество Су-34, сданных по всем контрактам, включая опытные и предсерийные образцы, достигло к началу 2019 г. свыше 140 машин.

В марте 2018 г. два истребителя Миг-35 – одноместный МиГ-35С и двухместный МиГ-35УБС – были переданы РСК «МиГ» для проведения государственных совместных испытаний. Машины были построены в 2016 г. Государственные совместные испытания истребителя будут проходить около двух лет. По их результатам предполагается заключить контракт на поставку первой партии истребителей МиГ-35 ВКС России. В августе 2018 г. на форуме «Армия-2018» был подписан контракт на поставку шести машин МиГ-35 установочной партии, две машины из которых намечалось поставить военным уже в 2018 г. При подписании не уточнялось, сколько самолетов каждой модели получит Минобороны. Официальной информации в конце 2018 г. о поставках двух первых МиГ-35 установочной партии не было. Можно предположить, что поставка (условно) состоялась.

Экспортные поставки легких военных самолетов

В прошлом году состоялся перегон в Китай очередной партии истребителей Су-35, поставленных по контракту, заключенному в ноябре 2015 г. Самолеты были построены на авиазаводе им. Ю.А.Гагарина в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ, филиал ПАО «Компания «Сухой»). К концу 2018 г. Китай получил суммарно 18 (по другим данным – 20) истребителей Су-35 из 24 заказанных по контракту. Осталось передать КНР последнюю партию истребителей, порядка четырех-шести самолетов. Россия завершит поставку многоцелевых истребителей Су-35 Китаю в начале 2019 г.

Можно сделать предположение, что на авиазаводе им. Ю.А.Гагарина в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ, филиал ПАО «Компания «Сухой») в рамках российско-китайского контракта в 2018 г. было построено 6 истребителей Су-35.

В прошедшем году корпорация «Иркут» продолжила поставки самолетов Су-30МКИ в Индию. На первоначальных этапах в Индию поставлялись машинокомплекты для сборки. Сейчас на заключительной фазе поставок заказчику доставляются полуфабрикаты, отдельные заготовки и двигатели. Индийская сторона локализовала практически полный цикл изготовления Су-30МКИ и его бортовых систем на предприятиях корпорации HAL. Ежегодный темп производства Су-30МКИ на авиазаводе в Бангалоре составлял в последние годы 12 истребителей в год. Поставки из России в Индию планируется завершить в 2020 г. Можно считать, что на Иркутском авиазаводе подготовили в 2018 г. 12 комплектов для производства Су30МКИ в Индии.

В 2018 г. в рамках военно-технического сотрудничества между Казахстаном и Россией в ВВС РК была  поставлена очередная партия из четырех штук новых многофункциональных истребителей Су-30СМ. В период 2018-2020 гг. ВВС Казахстана должны получить 12 истребителей Су-30СМ. В 2020 г. ВВС Казахстана будут иметь на вооружении 20 машин Су-30СМ, а всего Астана планирует приобрести до 36 истребителей Су-30СМ.

В 2017 г. Россия и Белоруссия заключили контракт на поставку 12 истребителей Су-30СМ. Первые два истребителя планировало поставить заказчику в 2018 г. Возможно, поставка была перенесена на 2019 г., т.к. официальных подтверждений не было.

В прошедшем году Россия приступила к реализации опциона на поставку в Мьянму еще шести учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130. Ранее Россия поставила в рамках контракта 10 УБС Як-130 по контракту 2015 г.

В декабре 2018 г. первые два учебно-боевых самолета Як-130 были  получены ВВС Лаоса.

В 2017 г. начались поставки истребителей МиГ-29М/М2 ВВС Египта. Сумма контракта на поставку 46 боевых машин МиГ-29М/М2 оценивается экспертами приблизительно в 2 млрд $. Вся партия истребителей МиГ-29М/М2 должна быть поставлена до 2020 г. В 2017 г. было изготовлено и поставлено 15 штук МиГ-29М/М2. Предположительно в 2018 г. было поставлено в Египет также 15 машин МиГ-29М/М2.

Итоги

Суммируя, получаем, что в прошедшем году для Минобороны России было построено 54 истребителя и учебно-боевых самолетов. На экспорт Россия поставила немногим более 40 боевых машин. Суммируя, получаем порядка 95-97 самолетов.

По данным Министерства промышленности и торговли России, в 2018 г. планируется поставить заказчикам 135 самолетов военного и гражданского назначения. Вычитаем из этой суммы 38 самолетов гражданского, двойного и транспортного назначения и получаем 97 самолетов военного назначения., разница в вычислениях составляет 2-3 самолета. Для сравнения: в 2017 г. суммарный выпуск военных самолетов на российских авиазаводах составил 94 штуки.

Юрий Пономарев

 

Фото корпорации «Иркут»