Итоги работы гражданского сектора самолетостроения России в 2018 г.

В прошедшем году производство пассажирских и транспортных самолетов на отечественных авиазаводах составило 38 машин

Авиазавод в Комсомольске-на-Амуре

Больше всех самолетов гражданского назначения вновь построено на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) – 26 машин марки «Суперджет-100» (SSJ-100). В 2018 г. компанией ГСС поставлено заказчикам 28 самолетов SSJ-100 различных модификаций.

В начале 2017 г. руководство ГСС заявило, что в 2017-2019 гг. планируется поставлять до 40 самолетов SSJ-100 ежегодно. Официально заявлялось, что около 35 машин будут приходиться на новые воздушные суда, а 5 на ресурсные, т.е. побывавшие в эксплуатации. Однако в конце 2017 г. министр Денис Мантуров сказал, что возглавляемое им Министерство промышленности и торговли сократило производственные планы по SSJ-100 на 2018 г. с 38 до 30 машин, но по ходу 2018 г. выяснилось, что вновь надо снижать планку производственного плана для авиазавода в Комсомольске-на-Амуре.

В третьей декаде декабря 2018 г. руководитель компании ГСС Александр Рубцов заявил в интервью на ТВ, что в 2019 г. «мы рассчитываем выйти на цифру 28, в перспективе планируем поставлять 30-35 самолетов SSJ-100 ежегодно в течение ближайших семи лет». Генеральный директор ГСС также сообщил, что сейчас в постоянной коммерческой эксплуатации находится 136 самолетов SSJ-100, большая часть которых используется для коммерческой перевозки пассажиров.

Иркутский авиазавод

В прошедшем году на Иркутском авиазаводе (ИАЗ), входящем в состав корпорации «Иркут», были построены два летных образца перспективного ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21-300 (машины № 21003 и № 21004), а также планер самолета (№ 21005), предназначенный для ресурсных испытаний в ЦАГИ. Следует отметить, что в 2018 г. в ЦАГИ планировалось завершить первый этап испытаний на статическом образце самолета МС-21-300 (машина № 21002).

Машина МС-21-300 (№ 21004), предназначенная для летных испытаний, была построена в самом конце декабря 2018 г. Она начнет летать не раньше марта 2019 г. Намечено, что четвертый летный образец авиалайнера – самолет МС-21-300 (№ 21006), который сейчас достраивается на ИАЗ, первый раз поднимется в воздух в середине лета 2019 г. Всего в программе сертификационных испытаний МС-21-300 предполагается задействовать четыре летных образца, которые до середины 2021 г. должны суммарно совершить 1700 испытательных полетов. Сейчас на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова продолжаются сертификационные испытания МС-21, в которых задействовано два авиалайнера МС-21-300 (машины № 21001 и № 21003).

Ульяновский авиастроительный комплекс «Авиастар-СП»

По заявлению исполнительного директора АО «Авиастар-СП» Василия Донцова, сделанному в середине лета прошедшего года, в 2018 г. на «Авиастаре» должно быть построено три серийных военно-транспортных самолет (ВТС) Ил-76МД-90А. По официальным сообщениям, самолет Ил-76МД-90А (№ 01-09) впервые поднялся в воздух в Ульяновске в начале ноября прошедшего года. Это первая серийная машина. Машину Ил-76МД-90А (№01-10) первый раз подняли в воздух 22 декабря 2018 г. Пока нет сообщений, когда собираются передавать на Летно-испытательную станцию (ЛИС) «Авиастара» третью серийную машину Ил-76МД-90А с заводским № 01-11.

Казанский авиазавод

В 2018 г. на Казанском авиазаводе велась постройка трех машин для специального летного отряда (СЛО) «Россия». В марте 2017 г. на сервере, предназначенном для раскрытия корпоративной информации, было размещено решение Совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) об утверждении договоров между ОАК и госкорпорацией «Ростех» о поставках трех самолетов семейства Ту-214. Госкорпорация «Ростех» должна передать авиалайнеры Ту-214 Управлению делами президента России. Согласно документу, цена контракта составляет 13,6 млрд руб. Договор должен быть выполнен в 2019 г. Планируется, что первая машина будет готова в конце 2018 г., а постройка остальных двух окончена в следующем 2019 г. По неофициальной информации, первый Ту-214 из этой партии был выкачен из сборочного цеха осенью 2018 г., но в воздух до конца года его не поднимали.

Суммарно с 1989 г. по декабрь 2017 г. построено свыше 80 самолетов семейства Ту-204/214, из них свыше 40 машин находится в эксплуатации. В феврале прошлого года заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что Минобороны России рассматривает вопрос о замене всех самолетов Ту-154, принадлежащих военному ведомству, на новые авиалайнеры Ту-214, которые строятся только на Казанском авиазаводе.

Следует сказать, что на Казанском авиазаводе им. С.П.Горбунова в 2017 г. были построены и переданы на Летно-испытательную станцию два новых самолета специального назначения Ту-214ПУ-СБУС (бортовой № 64529 и № 64530) для Минобороны России. Первый Ту-214 ПУ-СБУС был передан в эксплуатацию военным в марте 2018 г. Второй Ту-214 ПУ-СБУС – в июне 2018 г.

Можно сделать вывод, что в 2018 г. на Казанском авиазаводе им. С.П.Горбунова был достроен (условно) только один самолет семейства Ту-214.

Воронежский авиазавод

В октябре прошлого года на Воронежском авиазаводе по заказу Минобороны России был построен и совершил первый полет пятнадцатый самолет Ан-148 (бортовой № RA-61735 и серийный № 44-02). Это был последний самолет Ан-148 из партии, построенной по заказу Минобороны России. После завершения приемо-сдаточных испытаний самолет поступил в отдельный транспортный смешанный авиаполк Центрального военного округа в Свердловской области.

14-й Ан-148 для военных впервые полетел в июле, а 13-й Ан-148 – в марте 2018 г. Обычно программа предъявительских и приемо-сдаточных испытаний самолета на авиазаводе включает наземные общетехнические проверки воздушных машин, проводимые по стандартной схеме 4+4: 4 предъявительских и 4 приемо-сдаточных полета.

27 ноября прошедшего года на Воронежском авиазаводе (ПАО «ВАСО»), входящем в дивизион транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), состоялась передача первого опытного образца самолета Ил-112В (№ 0101), предназначенного для летных испытаний, на Летно-испытательную станцию (ЛИС) предприятия. Машину планируется поднять первый раз в воздух в январе-феврале 2019 г.

В конце декабря 2018 г. из Воронежа в Жуковский поэтапно доставили на нескольких трейлерах планер самолета Ил-112В, предназначенный для прочностных испытаний в ЦАГИ.

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс

В 2018 г. на авиазаводе в Таганроге (ТАНТК им. Г.М.Бериева) после переноса производства из Иркутска в Таганрог построены и сданы заказчику три самолета-амфибии Бе-200ЧС (серийные № 306, № 307 и № 308). Эти машины были переданы МЧС России. 308-я машина – заключительная по контракту 2011 г.

Летом 2018 г. генеральный конструктор ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» Юрий Грудинин, заявил, что «сейчас на авиазаводе заложено пять самолетов Бе-200 для Минобороны России».

Итоги

Необходимо отметить, что в обзоре учитываются только самолеты гражданского и двойного назначения, а также машины транспортной авиации.

Суммарно на отечественных авиазаводах, входящих в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в 2018 г. было построено 38 самолетов гражданского и двойного назначения, а также транспортного назначения, способных подняться в воздух. Для сравнения: в 2017 г. было построено немногим более 40 (точнее – 41) пассажирских и транспортных самолетов.

По данным Министерства промышленности и торговли России, в 2018 г. планируется поставить заказчикам 135 самолетов военного и гражданского назначения.

Юрий Пономарев

Фото корпорации «Иркут»

На снимке: третий летный образец авиалайнера МС-21-300