Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Два отечественных ОКБ – им. М.Л.Миля и Н.И. Камова – работают над двумя проектами перспективных скоростных вертолетов
В начале декабря уходящего года генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский подтвердил информацию о разработке перспективного скоростного боевого вертолета. Ранее Андрей Иванович рассказал, что Минобороны определилось с обликом перспективного скоростного боевого вертолета (ПСБВ). В этот раз А.Богинский сообщил, что был выбран проект ОКБ им. М.Л.Миля. Всего военным было предложено для рассмотрения несколько вариантов перспективной винтокрылой машины. Андрей Богинский добавил, что перспективный вертолет появится в «металле» года через два.
В феврале 2018 г. руководитель госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил, что опытный образец российского перспективного скоростного боевого вертолета, разрабатываемого холдингом «Вертолеты России» (входит в госкорпорацию «Ростех»), совершит первый полет в 2019 г. Работы по ПСБВ ведутся на Московском вертолетном заводе (МВЗ) им. М.Л.Миля в кооперации с другими предприятиями отрасли. Для ПСБВ специалисты МВЗ разработали новую конструкцию лопасти несущего винта. Силовая установка будет состоять из двух турбовальных двигателей (ТВД) ВК-2500М, который еще предстоит создать. Это будет одна из модификаций существующего ТВД ВК-2500.
Вице-премьер Юрий Борисов приблизительно в то же время, будучи тогда заместителем министра обороны, заявил при посещении авиазавода в Арсеньеве, что военное ведомство хочет получить перспективный боевой вертолет с крейсерской скоростью «на уровне 350-400 км/ч». Также Юрий Иванович добавил, что у отечественной промышленности есть определенные технические решения для выполнения такой задачи, в частности, полученные в ходе реализации программы по экспериментальному вертолету Ми-Х3 классической одновинтовой схемы с рулевым винтом.
Во время «цаговской юбилейной недели» генеральный директор ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского Кирилл Сыпало рассказал корреспонденту информагентства ТАСС, что компания «Камов» в ближайшее время планирует начать работу по созданию летающей лаборатории перспективного скоростного вертолета (ПСВ) на базе военного вертолета Ка-52 соосной схемы. По словам Кирилла Ивановича, «работы по проекту ПСВ идут в двух направлениях. По первому направлению имеются отдельные наработки, такие как новые компоновки лопастей и несущих винтов, они будут внедряться на уже существующих машинах марки «Ми». По второму направлению – идет разработка вертолета принципиально новой схемы, проект которого представлен ОКБ им. Н.И.Камова.
Модель перспективного отечественного скоростного вертолета сосной схемы была продемонстрирована в документальном фильме «ЦАГИ 100 лет: Наука летать» телестудии Роскосмоса.
В комментарии к фильму было сказано, что скорость полета перспективной винтокрылой машины превысит 400 км/ч. В кадре была показана 3D-модель винтокрылой машины с соосным расположением несущих винтов. Вертолет будет иметь крылья и убирающееся шасси. Первая информация о перспективной машине появились в Интернете в конце октября 2018 г.
Юрий Пономарев
Фото телестудии Роскосмоса
На снимке: 3D модель перспективного вертолета, исследуемая в ЦАГИ