Программа Ан-70: долгий путь к серийному производству

 

 

 

 

 

 

 

Минобороны России приобретет 60 военно-транспортных самолетов (ВТС) Ан-70 в рамках Государственной программы вооружений на 2011-2020 гг. (ГПВ-2020)

Во время МАКС-2011 президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)» Михаил Погосян заявил, что Россия и Украина согласовали график поставок самолетов Ан-70. Также М. Погосян сообщил, что по самолету Ан-70 создана совместная рабочая группа, которая должна уточнить выполнение графика поставок Ан-70 для ВВС России и что в программе производства нового ВТС примут участие российские авиазаводы в Воронеже, Казани и заводы на Украине – в Киеве и Харькове.

В свою очередь президент – генеральный конструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива заявил на МАКС-2011, что сейчас на Киевском авиазаводе «Авиант» в постройке находятся первых два серийных самолета Ан-70 и что первая машина будет построена в 2013 г. Д. Кива добавил, что российская сторона выполнила на 70% свои обязательства по финансированию опытно-конструкторских работ (ОКР) по модернизации Ан-70, а украинская сторона срывает финансирование проекта, из-за чего сроки завершения ОКР, видимо, сдвинутся как минимум на полгода. Соглашение о продолжении сотрудничества по среднему ВТС Ан-70, в котором, в частности, есть пункт о проведении работ по модернизации самолета, было подписано на правительственном уровне в 2010 г. Российская сторона должна внести до 2013 г в проект по Ан-70 85,1 млн. $, а украинская – 60,2 млн. $. Летные испытания модернизированного самолета Ан-70 должны начаться в первом квартале 2013 г.

Программой по модернизации Ан-70 предусмотрено провести работы по усовершенствованию винтовентиляторного двигателя Д-27 и комплекса пилотажно-навигационного оборудования, оснастить самолет новой вспомогательной силовой установкой и др.

В 2011 г. Минобороны России внесло часть денег за один ВТС Ан-70, строящийся на авиазаводе «Авиант» с 2007 г. Первоначально два первых серийных Ан-70 намеревалось приобрести Минобороны Украины, но затем один самолет «уступило» российским военным. Этот первый Ан-70 для ВВС России планируется получить в 2014 г., в 2015 г. должны поступить 2 машины, в 2016 г. – 5 штук.

По мнению ряда российских экспертов, на проведение работ по модернизации Ан-70 уйдет не менее пяти лет. Этот срок более реален, чтобы провести летные испытания усовершенствованной машины, включая государственные совместные испытания (ГСИ), перевести всю рабочую конструкторскую документацию в цифровой формат, подготовить серийные заводы в России для выпуска элементов конструкции планера самолета и др. По мнению президента НПК «Иркут» Алексея Федорова, на программу по усовершенствованию Ан-70 (в соответствии с требованиями Минобороны России) и подготовке серийного производства потребуется не менее 0,5 млрд. $. Правда, Алексей Иннокентьевич добавил, что это весьма приблизительная сумма, которая требует уточнений. Можно предположить, что произойдет сдвиг вправо сроков поставки первых серийных машин Ан-70 в ВВС России.

Досье Сайта


Разработка среднего военно-транспортного самолёта Ан-70 для замены Ан-12 в ОКБ им. О.К.Антонова началась в конце 70-х годов прошлого столетия. В разработке компоновки участвовали специалисты ЦАГИ. Минобороны СССР несколько раз меняло требования к самолёту, поэтому согласование тактико-технического задания затянулось до 1987 г. Главным конструктором по самолёту был назначен Олег Богданов. Общее руководство осуществлял Петр Балабуев (1931-2007). Первый прототип Ан-70 совершил первый полет 16 декабря 1994 г. Максимальная взлетная масса самолета – 130 т. Максимальная масса полезной нагрузки – 47 т. Крейсерская скорость полета 750 км/ч (на высоте 9,6 км). Практический потолок полёта – 12 км. Дальность полета с грузом 47 т –3 тыс. км.

Юрий Пономарев

Фото ГП «Антонов»