Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Самолет Ан-140 имеет шанс стать основным легким военно-транспортным самолетом (ЛВТС) для Вооруженных сил России до 2020 г.
На МАКС-2011 в статической экспозиции был продемонстрирован ВТС Ан-140-100 (бортовой № 41254) с опознавательными знаками ВВС России. Планируется, что до конца 2011 г. военные получат этот самолет, постройку которого завершили на Самарском авиазаводе «Авиакор» в конце июля нынешнего года, а первый полет машина совершила 6 августа. По сообщению пресс-службы Минобороны, машина будет использоваться «для обеспечения специальных задач, в том числе для перевозки личного состава в условиях Крайнего Севера».
В начале весны 2011 г. военные отказались от дальнейшего финансирования проекта по созданию легкого ВТС Ил-112В, а в мае ВВС подписали с «Авиакором» контракт на поставку в течение трех лет девяти машин Ан-140 (на первую машину из партии в 10 штук контракт был подписан в 2010 г.).
По официальной информации, в рамках гособоронзаказа Минобороны России планирует заказать до 2020 г. около 40 легких военно-транспортных самолетов (грузоподъемностью 6 т). После закрытия программы по созданию ЛВТС Ил-112В наибольшие шансы «прописаться» в Государственной программе вооружений на 2011-2020 гг. (ГПВ-2020) есть у российско-украинского Ан-140.
Генеральный конструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива сообщил журналистам, что в апреле предприятие посетил министр обороны России Анатолий Сердюков, который заявил, что самолет Ан-140Т с рампой подходит российским военным, поэтому в компании «Антонов» сейчас ведутся работы по доработке рамповой модификации Ан-140 – машины Ан-140Т.
Для «Авиакора» заказ на 10 штук Ан-140 от военных – это единственный на сегодняшний день твердый заказ на «антоновскую» турбовинтовую машину. Сейчас в производственном заделе на «Авиакоре» находится 5 машин Ан-140. Для безубыточности производства необходимо строить в год не менее 15 самолетов Ан-140. Для выхода на производство 15 самолетов Ан-140 в год и более необходимо вложения порядка 2 млрд. руб. для технического перевооружения авиазавода. Стоит заметить, что на Самарском авиазаводе с 2005 г. по 2010 г. построено всего 3 машины Ан-140. Всего к середине 2011 г. на Украине, в России и Иране (по лицензии) построено приблизительно 25 машин Ан-140 (две потеряны в авиакатастрофах).
Сейчас второй производственной программой Самарского авиазавода является достройка Ту-154. В заделе осталось всего четыре самолета, два из которых будут поставлены российским силовым структурам. Так что тенденция такова, что главным проектом для «Авиакора» становится выпуск Ан-140. На МАКС-2011 представители Самарского завода заявили, что с 2012 г. намечено выйти на серийный выпуск не менее шести самолетов Ан-140 за год.
Юрий Пономарев
Фото автора