Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В начале сентября нынешнего 2018 года Федеральное агентство воздушного транспорта России (Росавиация) выдало сертификат типа на специализированное воздушное судно для выполнения авиахимработ Т-500, которое полностью изготовлено из композитных материалов
Самолет авиации общего назначения (АОН) Т-500 сейчас официально называется «Полевой авиационный комплекс сельского хозяйства». В 2016 г. фирма «МВЕН» из Татарии и Государственный научный центр «ОНПП «Технология» им. А.Г.Ромашина (входит в холдинг «РТ-Химкомпозит» госкорпорации «Ростех») из Калуги подписали соглашение о сотрудничестве в развитии проекта специализированного самолета МВ-500, который получил новое обозначение – Т-500.
Опытные образцы самолета МВ-500 строились с использованием оборудования фирмы «МВЕН». В частности, для изготовления безподкосного цельнокомпозитного крыла длиной 12,4 м на фирме «МВЕН» спроектировали и изготовили специальную длинную печь для полимеризации. Подключение ОНПП «Технология» к проекту позволило задействовать современное технологическое оборудование крупнейшего в России предприятия по производству изделий из композиционных материалов. Сейчас на производственных площадях «Технологии» изготавливается планер самолета Т-500 и остекление кабины пилотов.
Необходимо сказать, что фирма «МВЕН» впервые поставила на крыло легкий специализированный самолет МВ-500 в октябре 2014 г. на аэродроме под Казанью. Машина МВ-500 – это дальнейшее развитие специализированного сельскохозяйственного самолета МВЕН-2 «Фермер», который впервые поднялся в небо в 2004 г.
Доработанная машина Т-500 (МВ-500), построенная с применением полимерных композиционных материалов (ПКМ), может влетать и садиться, как с взлетно-посадочных полос с твердым покрытием, так и с грунтовых полос. Самолет оснащен американским поршневым двигателем Лайкоминг 0-540-В4В5-235. Максимальный взлетный вес самолета – 1475 кг, вес пустой машины составляет 756 кг, объем бака для химических смесей – 500 кг.
Индустриальный директор кластера «Вооружение» госкорпорации «Ростех» Сергей Абрамов заявил, что «проведенное маркетинговое исследование подтверждает высокий спрос на данный тип воздушного судна не только в России, но и за рубежом».
Компания ООО «Аэропрактика», дочернее предприятие предприятия ОНПП «Технология»и авиакомпания "РусАвиа" в ходе международной выставки и научной «Гидроавиасалон-2018» в присутствии министра промышленности и торговли Дениса Мантурова подписали соглашение о поставке 10 сельскохозяйственных самолётов Т-500. Согласно договору, компания «Аэропрактика» поставит стартовому заказчику первые десять серийных самолетов Т-500 до конца 2018 г. Сумма контракта составляет более 200 млн руб. Первую машину заказчик намерен получить в октябре.
Разработчики самолета считают, что Т-500 – это универсальная авиационная платформа. На «Гидроавиасалоне-2918» ОНПП «Технология» и фирма «МВЕН» продемонстрировали модель самолета Т-500А с поплавковым шасси, предназначенную для выполнения патрульных и поисково-спасательных работ в прибрежной зоне, а также для доставки грузов. Сейчас авиаконструкторы работают над созданием двухместной учебно-тренировочной версии машины.
Юрий Пономарев
Фото фирмы «МВЕН»