Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На МАКС-2011 были заключены важные контракты по приобретению оборудования для изготовления нового авиалайнера на авиазаводах России
Параллельно фазе рабочего проектирования авиалайнера МС-21, которая должна завершиться в середине 2012 г., ведутся работы по подготовке производства самолета на Иркутском авиазаводе. Эти работы намечено завершить в конце 2012 г. Первоначально в рамках проекта по самолету МС-21 на техническое перевооружение производства планировалось направить около 40 млрд. руб., однако инвестиционный проект пришлось сократить приблизительно на 20%. Часть оборудования (станков, сборочных линий и др.) уже приобретено и смонтировано. В рамках подготовки серийного производства МС-21 еще предстоит вложить в переоснащение заводов в Иркутске, Ульяновске, Воронеже еще около 600 млн. $.
В ходе МАКС-2011 ОАО «Корпорация «Иркут» и немецкая компания «ТиссенКрупп Систем Энжиниринг» заключили контракт на поставку технологической линии, обеспечивающей агрегатную сборку панелей и отсека Ф5 самолета МС-21. В рамках контракта компания из Германии должна разработать, изготовить и установить на Ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП» технологическое оборудование, включающие системы позиционирования и лазерного измерения, а также системы автоматической клепки панелей с использованием современных цифровых технологий.
Также во время МАКС-2011 был заключен еще один важный контракт, связанный с подготовкой производства машины МС-21: корпорация «Иркут» и компания «Дурр Систем» из Германии заключили контракт на поставку полного комплекта технологической линии, обеспечивающей сборку авиалайнера на площадях Иркутского авиазавода. Планируется, что приобретенное на МАКС-2011 немецкое оборудование будет установлено и запущено через два года.
В рамках программы кооперации по серийному производству самолетов семейства МС-21 принято решение, что на Иркутском авиазаводе будут изготавливать все отсеки фюзеляжа (за исключением хвостового) и осуществляться финишная сборка машин. В Ульяновске намечено изготавливать крыло («черное крыло») из полимерных композиционных материалов (ПКМ) на основе углеродного волокна, на Воронежском авиазаводе – механизацию крыла с обтекателями и хвостовое оперение из ПКМ. Как сообщила пресс-служба корпорации «Иркут», до конца нынешнего года на Иркутском авиазаводе планируется начать производство деталей для изготовления восьми первых самолетов семейства МС-21. Это шесть летных экземпляров двух модификаций (МС-21-200 и МС-21-300) и два планера самолета для статических и ресурсных испытаний. Первую опытную машину в модификации МС-21-200, предназначенную для летных испытаний, запланировано построить в 2014 г. До конца 2011 г. корпорация «Иркут» планирует оформить все контракты с поставщиками и смежниками на поставку комплектующих изделий и агрегатов как для опытных экземпляров авиалайнера, так и для серийных машин.
Юрий Пономарев
Фото автора
На снимке: натурный макет кабины пилотов МС-21