Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В текущем году инвестиции в отечественную авиапромышленность должны составить 59,1 млрд рублей
В 2018 г. общий запланированный инвестиционный бюджет на поддержку отрасли в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на России в 2013-2025 годы» составит 59,105 млрд рублей. В 2018 г. планируется поставить заказчикам 135 самолетов и 234 вертолета военного и гражданского назначения. По заявлению руководства Минпромторговли России, рост объема промышленного производства в отрасли по итогам 2018 г. ожидается на уровне 0,3%.
Стоит сравнить размеры государственных ассигнований на авиапромышленность в 2016 г. и 2017 г. В 2016 г. госбюджетные ассигнования были доведены до планки почти в 53 млрд руб. В 2017 г он составили 45,4 млрд руб.
Планы по конкретным программам
В области самолетостроения приоритетными проектами считаются программы по ближне-среднемагистральному самолету МС-21-300, дальнемагистральному авиалайнеру Ил-96-400М и самолету местных воздушных линий Ил-114-300.
По данным Минпромторговли РФ в 2018 году планируется; завершение первого этапа испытаний на статическом образце самолета МС-21-300; сборка и монтаж агрегатов ресурсного образца самолета МС-21-300 в ЦАГИ, начало летных испытаний второго опытного образца машины МС-21-300, предназначенного для летных испытаний; разработка конструкторской документации (КД) на составные части самолета Ил-96-400М, а также проведение работ по реконструкции и техническому перевооружению производства для изготовления данного самолета; разработка КД на составные части и изготовление составных частей самолета Ил-114-300, а также проведение работ по реконструкции и техническому перевооружению производства для изготовления машины Ил-114-300.
В области вертолетостроения планируется: получение «одобрения главного изменения к сертификату типа вертолета Ми-38-2 на полеты по правилам приборного полета и полеты в условиях высоких температур и высокогорья»; постройка первой типовой трансмиссии вертолета Ка-62 и наработка ее ресурса в объеме не менее 50 часов. Согласование программы сертификационных испытаний вертолета Ка-62 в сертификационных центрах Росавиации; получение «одобрения главного изменения сертификата типа (расширение температурного диапазона до +40°С) для легкого вертолета «Ансат». Оформление заключения об установлении ресурса вертолета «Ансат» до 10 тыс ч.
В авиационном двигателестроении планируется: разработка технического задания, а также эскизных проектов узлов газогенератора на двигатель-демонстратор технологий двигателя ПД-35. Разработка «критических» технологий» двигателя ПД-35; проведение испытаний на летающей лаборатории в обеспечении сертификации двигателя ПД-14. Подготовка и предъявление доказательной документации в обеспечение получения сертификата типа двигателя ПД-14; изготовление двигателя ТВ7-117СТ-01 №1 с системой автоматического управления (САУ) для проведения предварительных стендовых испытаний.
Турбовинтовой двигатель (ТВД) ТВ7-117СТ, установленный на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ (бортовой № 76492) вместо одного штатного двигателя, проходит летные испытания в ЛИИ им. М.М.Громова с 12 сентября 2017 г. На первом этапе испытаний было выполнено десять полетов. Продолжение летных испытаний в ЛИИ перспективного ТВД запланировано на середину мая нынешнего 2018 г.
Двигатель ТВ7-117СТ предназначен для установки на самолетах Ил-112В и Ил-114-300. Турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ намечено сертифицировать в 2020 г.
Двигатель ТВ7-117СТ создан на базе турбовального двигателя ТВ7-117 (четвертого поколения), который начали разрабатывать в 80-е годы прошлого века в ОКБ им. В.Я.Климова в Ленинграде под руководством генерального конструктора А.А.Саркисова. Мощность ТВД ТВ7-117СТ на максимальном взлетном режиме составляет 3000 л. с., на повышенном чрезвычайном режиме – 3600 л. с.
По сообщению пресс-службы ОДК, головной компанией по серийному производству ТВ7-117СТ утверждено АО «НПЦ газотурбостроения «Салют». Вначале финишная сборка двигателя будет проходить в столице на Московском машиностроительном предприятии (ММП) им. В.В.Чернышева», так как ММП им. В.В.Чернышева имеет опыт производства двигателей данного типа, а затем в Омске – в МО им. П.И.Баранова.
Виды на правительственные постановления
В 2018 г. руководство Минпромторговли России рассчитывает на утверждение ряда нормативных актов для авиационной промышленности. В частности, планируется утверждение постановления правительства России «Об утверждении Правила предоставления субсидий российским компаниям на компенсацию части затрат на реализацию проектов по созданию сети авиационных сервисных центров, оказывающих поддержку по системе 24/365 на глобальном уровне, а также изготовителям воздушных судов на возмещение части затрат на формирование первоначального склада запасных частей покупателей воздушных судов, обеспечение средствами наземного обслуживания, переподготовку авиационного персонала для воздушных судов нового типа, поставленных в 2016 -2022 гг.».
Также ожидается принятие еще трех постановлений правительства, касающихся авиапрома. Первое постановление называется «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития авиационной промышленности в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Второе и третье правительственные постановления связаны с созданием машин Ил-114-300 и Ил-96-400М. Один документ называется «Об осуществлении взноса в уставный капитал ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», г. Москва, в целях последующих взносов в уставные капиталы дочерних обществ на финансирование объектов производственной инфраструктуры и объектов послепродажного обслуживания самолета Ил-114-300». Другой – «Об осуществлении взноса в уставный капитал ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», г. Москва, в целях последующих взносов в уставные капиталы дочерних обществ на финансирование объектов производственной инфраструктуры самолета Ил-96-400М».
Юрий Пономарев