Лучшие двигатели России в апреле на ВДНХ

С 4 по 6 апреля в Москве проходил 3-й Международный форум двигателестроения (МФД-2018)

Выставочный форум традиционно проводится один раз в два года на ВДНХ и является площадкой, где демонстрируются передовые достижения отечественного авиационного двигателестроения. В рамках форума также традиционно проводится Научно-технический конгресс по двигателестроению (НТКД).

На НТКД-2018 обсуждали такие вопросы современного авиадвигателестроения, как разработка перспективных воздушно-реактивных и комбинированных двигателей, экологическое совершенствование камер сгорания газотурбинных двигателей, совершенствование систем автоматического управления и диагностики двигателей и др.

МФД-2018 был приурочен к 10-летию создания Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). В связи с юбилейной датой на форуме подвели итоги деятельности ОДК за десять лет. На выставке предприятия, входящие в корпорацию, продемонстрировали натурные образцы и макеты новейших двигателей для авиации, военных морских судов, космических проектов, газотранспортных сетей и энергетики.

В частности, были показаны турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ для военно-транспортного самолета Ил-112В и регионального авиалайнера Ил-114-300, двухконтурные турбореактивные двигатели (ТРДД) РД-33МК для истребителей МиГ-29К/КУБ и МиГ-35, АЛ-41Ф-1С для истребителя Су-35, АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130, АЛ-31ФН с регулируемым соплом для однодвигательных истребителей и турбовальный ВК-2500ПС для вертолета Ми-171А2 и др.

Впечатляюще смотрелся натурный макет в разрезе рассекреченного после поставок в Китай истребителей Су-35 двигателя АЛ-41Ф-1С. К началу 2018 г. Китай получил суммарно 14 истребителей Су-35 из 24 заказанных по контракту. Оставшиеся десять Су-35 будут построены и отправлены в КНР в 2018 г.

Двигатель АЛ-41Ф-1С, производимый уфимским ПАО «ОДК-Уфимское машиностроительное производственное объединение», – это ТРДД поколения 4++ с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, создан благодаря глубокой модернизации двигателя АЛ-31Ф. От своего предшественника двигатель АЛ-41Ф-1С отличается увеличенным ресурсом и увеличенной тягой (14,5 тс). ТРДД АЛ-41Ф-1С позволяет самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Этот двигатель сейчас устанавливается на истребителях Су-35 и Су-57.

Следует сказать, что завершение государственных испытаний многофункционального истребителя Су-35С поколения «4++» ожидается в конце 2018 г. Истребитель пятого поколения Су-57 (Т-50) сейчас проходит летные испытания. В прошлом году на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) построили для проведения летных испытаний два самолета опытной партии Су-57. Опытно-конструкторские работы по машине Су-57 должны завершиться в 2019 г., тогда же предполагается начать поставки первых двух самолетов установочной партии в войска для опытной эксплуатации. Установочная партия Су-57 будет состоять из 12 самолетов.

Перед открытием МФД-2018 в специализированных СМИ появилась информация, что сроки создания перспективного стратегического бомбардировщика (программа ПАК ДА) вновь сдвигаются вправо. Параллельно с проведением глубокой модернизации стратегического сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 через «глубокую модернизацию» пройдет сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3. Запланировано создать версию Ту-22М3М.

Возобновление серийного производства модифицированных Ту-22М3 включено в госпрограмму вооружений (ГПВ) России на 2018-2027 гг. Возможность глубокой модернизации Ту-22М3 была исследована в рамках ГПВ на 2010-2020 гг.

Вместо штатных двигателей НК-25 усовершенствованная машина Ту-22М3М получит модернизированные моторы НК-32 серии 2. Двигатель НК-32-02 имеет схожую с НК-25 тягу (около 25 тс на форсаже), однако лучшую экономичность и увеличенный ресурс.

Сейчас в самарском ПАО «Кузнецов» занимаются восстановлением серийного производства турбореактивных двигателей типа НК-32 для бомбардировщиков Ту-160М, Ту-160М2 и Ту-22М3М.

Экипаж Ту-22М3М сократится с четырех до двух человек, также усовершенствованная боевая машина получит выдвижную штангу для дозаправки в воздухе и модернизированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования.

В настоящее время на Казанском авиационном заводе (КАЗ) на хранении находятся минимум четыре недостроенных законсервированных планера самолета Ту-22М3, которые намечено использовать для строительства двух прототипов и двух предсерийных образцов бомбардировщика Ту-22М3М. Летные испытания первого прототипа машины Ту-22М3М планируется начать в 2021 г., а серийное производство может быть возобновлено на КАЗ в 2026-2027 гг.

Юрий Пономарев

Фото автора

 

На снимке: двигатель  ПД-14